В 2022-м коронавирус продолжит значительно влиять на рынок розничной торговли.
В 2021 году ретейл был вынужден сражаться за ценник и развивать онлайн–каналы продаж. Из–за снижения покупательной способности в борьбе за потребителя вперёд вырывались жёсткие дискаунтеры.
В числе основных рисков, которые ждут розничную торговлю в новом году, — рост себестоимости товаров и закупочных цен, а также противоковидные ограничения. По мнению директора по стратегии ИК "Финам" Ярослава Кабакова, в таких условиях вопрос оптимизации не только коммерческих, но и административных расходов у ретейлеров выйдет на первый план. При этом основные драйверы роста остаются всё теми же.
Кто не рискует, тот не торгует
Экономические сложности и ковидные ограничения приводят к высоким темпам инфляции. Сокращение платёжеспособного спроса фиксировали в разных сегментах. Представители платформы EastFruit в прямом смысле "объясняют на яблоках": "Участники этого рынка ещё с начала 2021 года отмечали слабеющий спрос на свою продукцию. Надежды возлагались на традиционный в последние годы рост цен к весне–лету. Но впервые с 2017 года цена не только не росла даже летом, но снизилась в сравнении, например, с мартом. К старту яблочного сезона — 2021/22 страна подошла с рекордным урожаем в странах Северного полушария, не менее рекордными запасами прошлогодней продукции в странах–экспортёрах и ослабевающим спросом со стороны покупателей, которые всё чаще отдавали предпочтение другой продукции".
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) считают, что следует с осторожностью относиться к инициативам, которые могут менять регулирование отрасли (в 2021–м вопросом ценообразования активно интересовались то ФАС, то Минпромторг). В прошлом году велись дискуссии о регулировании розничных цен и об ограничении торговых наценок, и 2022–й уже принёс новости по второму пункту.
После новогодних каникул антимонопольщики смогли отчитаться о результатах заботы о потребителях — хотя бы по линии ограничения торговой наценки на социально значимые продовольственные товары (их список утверждён постановлением российского правительства ещё в 2010 году).
"В 2021 году ФАС России предложила ретейлерам проработать механизмы ответственного ценообразования… По результатам проведённых совещаний три ретейлера направили в службу свои предложения о товарных позициях, по которым каждый из них готов ограничить торговые наценки", — сообщило ведомство. АО "Тандер" (сети "Магнит" и "Дикси") и Х5 Group ("Пятёрочка", "Перекрёсток", "Карусель", "Чижик") готовы ограничить максимальный уровень наценок в 10%, "Бристоль" — в 10–15%.
"Принятые в 2021 году меры по сдерживанию цен были эффективны только в краткосрочной перспективе, а их пролонгация или расширение на другие категории привела бы к непрогнозируемым негативным последствиям", — считает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. В конце 2021 года об этом говорилось и в аналитической записке "Регулирование цен: когда нужно остановиться?" Банка России. Её авторы отмечают, что прямое влияние на стоимость отдельных товаров может в среднесрочной перспективе повлечь за собой существенные негативные последствия для попавших под ограничения отраслей. "В целом госрегулирование цен на отдельных рынках, как правило, позволяет стабилизировать динамику, но только на краткосрочном горизонте. В средне– и долгосрочной перспективе прямое вмешательство государства в процесс ценообразования создаёт дисбалансы и может повлечь за собой существенные негативные последствия", — говорится в документе ЦБ. О том, что в ведомстве считают опасной фиксацию стоимости продуктов в рамках борьбы с ростом цен, заявляла ранее и глава регулятора Эльвира Набиуллина.
Экономика сети
Главным драйвером рынка в 2022 году останется онлайн–торговля. По итогам 2021–го рынок e–commerce превысил показатели предшествующего на 10%. В ближайшие 2 года, по прогнозу DataInsight, этот рынок может увеличиться более чем на 33%.
Игорь Караваев отмечает, что 25% локального рынка e–commerce приходится на цифровую и бытовую технику, при этом доля продуктов питания в общем объёме рынка хоть и значительно меньше, но продолжает постоянно увеличиваться.
"Ретейл в нашем регионе всегда был сильной стороной, многие федеральные сети до сих пор имеют штаб–квартиру в Петербурге. У таких компаний есть и средства, и кадры для развития онлайн–каналов", — говорит генеральный директор Infoline Иван Федяков.
В АКОРТ уверены, что помимо дополнительных каналов сбыта рынок продуктового ретейла продолжит "драйвить" развитие формата дискаунтеров и нишевых магазинов. "За последние 3 года количество дискаунтеров в России увеличилось больше чем на четверть, в перспективе нескольких лет их доля может вырасти минимум втрое. На востребованность такого формата в том числе оказывает влияние и тренд на рационализацию покупок на фоне текущей экономической ситуации", — заключает Игорь Караваев.
В первой половине 2021 года сеть "Светофор" впервые за 10 лет опередила "Магнит" и Х5 по количеству открытий новых магазинов. Она расширилась на 500 тыс. м2 (это почти половина всех новых торговых площадей розничного рынка в России). При этом динамика прироста "Светофора" составила +526%.
В ИК "Финам" также говорят о росте спроса на формат магазинов "у дома" и снижении привлекательности гипермаркетов в 2022 году. Например, "О’Кей" ещё в начале прошлого года выставил на продажу в нескольких городах России участки, на которых планировал строить именно гипермаркеты. В начале 2022–го стало известно, что в Петербурге в итоге ретейлер продал 3,2 га на намывной территории на Васильевском острове, где, к слову, активно развивается застройка и значительная часть жилых комплексов уже заселена. Объектом заинтересовался делелопер RBI. В 2014 году "О’Кей" приобрёл участок за 544 млн рублей, сумма продажи не раскрывается, но, по оценкам экспертов, цена могла превысить изначальную в 2 или даже 3 раза.
В конце года об отказе от активной экспансии традиционной розницы заявил основатель "ВкусВилла" Андрей Кривенко. Сеть планирует развивать онлайн–торговлю и открывать дарксторы, единичные новые магазины появятся только в регионах. Предприниматель убеждён, что супермаркет — это формат прошлого.
Возможно, примеру "ВкусВилла" последуют и другие крупные сети. Иван Федяков считает, что из–за развития электронной коммерции и логистических возможностей доставки необходимости ходить в гипермаркеты у дома действительно стало меньше. Однако такие объекты недвижимости могут оказаться вовсе не "мёртвым грузом" — при совмещении торговой и логистической функций. "Да, какие–то гипермаркеты в будущем закроются. Но как складские площади они в любом случае будут пользоваться спросом", — комментирует эксперт.
Кроме того, по прогнозам АКОРТ, в продовольственном сегменте удержится спрос на товары из категории "здоровое питание" и ready to eat. В непродовольственном в условиях неопределённости потребители сохраняют интерес к ассортименту премиального сегмента — он рассматривается как инвестиции.