Эксперты и аналитики отмечают падение спроса на средства контрацепции. Они связывают это с тем, что люди начали меньше контактировать друг с другом.
Фирмы, выпускающие контрацептивы, по всему миру в прошлом году заметили существенные перемены в потребительском поведении и снижение спроса на свою продукцию. Главным виновником этой тенденции эксперты считают коронавирус, пандемия которого повлияла на все сферы жизни, в том числе и на интимную.
Свидания отменили
"Ещё в 2020 году производители этого не ощущали и не учитывали столь высокого падения спроса в своих планах. Производственные показатели были на уровне 2019 года. А вот уже в 2021 году товарные запасы стали такими большими, что не было смысла их производить совсем", — рассказывает Иван Федяков, генеральный директор INFOline.
В середине января 2022 года крупнейший производитель — Durex (компания производит каждый пятый презерватив в мире) — отчитался о падении продаж на 40%.
"Это произошло на фоне изменения поведения людей — они стали меньше ходить в клубы, меньше встречаться и общаться, в том числе и с противоположным полом. Это проявление новой парадигмы нашей жизни", — поясняет Федяков.
Сергей Шуляк, генеральный директор DSM Group, подтверждает тенденцию: "Да, действительно, падение спроса на презервативы есть. При этом в самом начале пандемии спрос вырос, потому что люди ещё не боялись общаться и заразиться коронавирусом. Что касается Durex, то эта тенденция в основном отмечена в мировых продажах. Но это наблюдается и в нашей стране. Поездки, коммуникация, общение сейчас сведены практически до минимума. Происходит меньше контактов между людьми, и это привело к уменьшению потребности в барьерной контрацепции".
При этом касается это в первую очередь дорогих брендов. Между тем существует довольно много средств контрацепции, которые широко представлены в недорогом сегменте, особенно в регионах. "На них спрос есть, а вот на презервативы более высокого ценового диапазона влияет нынешняя экономическая ситуация. Но такое происходит не только с презервативами, но и с другими видами товаров", — комментирует Сергей Шуляк.
В онлайне всё спокойно
Однако существует альтернативная точка зрения, не подтверждающая предыдущие выводы. Николай Беспалов, директор по развитию RNC Pharma, считает, что никакой корреляции между пандемией коронавируса и падением спроса на презервативы не просматривается.
"Возможно, тут отражаются ценовые колебания. Также происходит переток по-требителей в онлайн–магазины из стационарных аптек. Кроме того, данный продукт могут заказывать из–за границы через различные сервисы, что тоже может сказываться на отечественном спросе", — аргументирует он.
Интересно, что статистика онлайн–ретейлеров скорее подтверждает правоту Николая Беспалова. На маркетплейсах продажи средств контрацепции и тестов на беременность вовсе не собираются падать, а, наоборот, растут.
"Штучные продажи презервативов в Петербурге в прошлом году выросли более чем в 2 раза относительно 2020–го. Их часто покупают с другими товарами повседневного спроса. При этом презервативы в 2021 году приобретали в 9 раз больше, чем тесты на беременность. Средний чек такой покупки колебался около 580 рублей. Популярнее всего большие упаковки классических презервативов по 12–18 штук", — рассказали в Ozon.
По статистике маркетплейса, продажи тестов на беременность в Петербурге в 2021 году увеличились в 3 раза в натуральном исчислении год к году. В компании это связывают с увеличением аптечного ассортимента в онлайне и наличием доставки товаров.
В целом в Ozon подчёркивают, что петербуржцы активно переносят покупку всех базовых товаров в онлайн. А значит, рост продаж может свидетельствовать скорее о перетекании аудитории (что опять–таки спровоцировано пандемией и повсеместной удалёнкой), чем об увеличении популярности конкретных категорий товаров.
К сожалению, крупные аптечные сети, к которым корреспондент "ДП" обратился за комментариями, отказались обсуждать свою динамику продаж. Поэтому детально проследить, как меняется спрос на контрацептивы в офлайне, не так просто.
Тревога и бездетность
Влияние коронавируса на сексуальные отношения отслеживается не только по экономическим показателям, но и по данным научных исследований.
Кандидат психологиче-ских наук Наталья Белевич, доцент кафедры социальных технологий СЗИУ РАНХиГС, отмечает, что на фоне пандемии у людей значительно увеличилась тревожность. В результате многие не только отказываются от повседневных контактов, но также не решаются на беременность.
"Если говорить о страхе заводить детей, то он, конечно, присутствует у горожан. Уж точно мало кого сейчас посещает мысль планировать рождение второго ребенка, когда постоянно находишься в тревоге за первого. Те же, у кого ещё нет детей, напуганы не меньше, так как рождение ребёнка — это всегда событие не только радостное, но и тревожное из–за высокого уровня ответственности", — поясняет она.
Личные контакты, подтверждает психолог, действительно снизились, и для этого есть ряд причин.
Во–первых, люди стали меньше контактировать на работе, многие полностью перешли на удалёнку, что снизило возможность служебных романов.
Во–вторых, у людей порой просто не хватает сил на интимные связи, так как много взрослого рабочего населения болеет и части сотрудников приходится работать за двоих, если не за троих. Откуда же взять силы на личную жизнь. Так что падение спроса на контрацептивы вполне закономерно в этих условиях.
"Однозначно можно говорить о том, что пандемия повысила уровень тревожности. Многие переболели сами и, зная, как это тяжело, боятся заразиться вновь. Ведь пока никаких гарантий не даёт ни прививка, ни соблюдение ограничительных мер. Кто–то ещё не сталкивался с болезнью сам, но успел попереживать за близких родственников и знакомых. В первую волну инфекция хотя бы щадила детей, сейчас болеют и они. А чего ждать дальше — вообще никто не знает. Ситуация, к сожалению, непредсказуема, а те оптимистичные прогнозы, что нам уже давали, пока не сбылись. Всё это действительно сильно изматывает психологически, вгоняет в стресс и в ещё большей степени ослабляет иммунные силы организма", — подводит печальный итог Наталья Белевич.