В РЖД пересмотрели проект строительства вокзала высокоскоростной магистрали Петербург — Москва, который хотят разместить на Лиговском пр. вблизи пл. Восстания. Таков предварительный итог заседаний рабочей группы совета по наследию, работавшей с декабря прошлого года.
Новый терминал по–прежнему хотят построить за Московским вокзалом с западной стороны от путей (то есть как можно ближе к историческому Московскому вокзалу). Но от разборки большей части комплекса дореволюционных зданий — складов Кокоревых на Лиговском пр., 50, — против которой возражал в ноябре городской Совет по сохранению культурного наследия, по–видимому, откажутся.
Напомним, что ранее шла речь о демонтаже более чем 20 старинных корпусов. Теперь их обозначат в новой редакции закона "О границах объединённых зон охраны…" отведёнными под реконструкцию, а не под снос.
Площадь в шоколаде
Два пакгауза, расположенные ближе всего к путям, собираются превратить в некое подобие дебаркадеров, как на Варшавском вокзале, внутри устроив платформы и проложив рельсы. "Это рабочее предложение было всеми одобрено как вполне здравая концепция", — рассказал "ДП" член Совета по наследию Александр Кононов.
Что же касается привокзальной площади, под которую также хотели снести часть корпусов, её намерены разместить на месте соседнего предприятия — шоколадно–бисквитной фабрики "Блигкен и Робинсон" (Лиговский пр., 52), в советское время приспособленной под завод лимонной кислоты. Оттуда же собираются организовать и въезд на территорию нового вокзала для общественного транспорта.
Впрочем, такое решение тоже неоднозначно. Во–первых, на территории кондитерской фабрики есть дореволюционные здания, хоть и не такие выразительные, как склады Кокоревых, и к тому же перестроенные в советское время. Во–вторых, с юга площадь будут ограничивать многоэтажные неоштукатуренные брандмауэры дома на Лиговском пр., 56, что может быть небезупречно в эстетическом плане.
Поэтому градозащитники предлагают отказаться от создания большой площади и заезда общественного транспорта с Лиговского (рядом всё равно появится станция метро "Лиговский проспект — 2"), перенести заезд личного транспорта на восточную сторону от путей, смириться с соседством исторической среды и, наоборот, использовать её как изюминку.
"Я думаю, по этой фабрике будет много споров. Безусловно (решение провести демонтаж на её территории. — Ред.), плохо. Но это, безусловно, лучше, чем если бы это перемещение не состоялось. Кокоревские склады, несомненно, более ранние, более ценные и более архитектурно интересные, и их элементарно больше", — говорит Кононов.
По его словам, на территории кондитерской фабрики сохраняются только четыре корпуса, которые не подверглись серьёзным перестройкам. За сохранение их теперь и будет идти основная борьба.
Общую концепцию терминала готовит АО "Проектный институт №1". Железнодорожной инфраструктурой занимается "Ленгипротранс".
В КГИОП ранее сообщали, что "в результате переработки проектных решений по размещению терминала на территории складов Кокоревых будут сохранены основные исторические конструкции корпусов, составляющих историческое ядро комплекса и маркирующих основные исторические планировочные решения, а также корпусов, сохранившихся с незначительными изменениями первоначального архитектурного облика".
При этом демонтаж отдельных конструкций возможен после получения положительного заключения органа охраны памятников.
Поправки за полгода
Необходимые для реализации проекта изменения в законе о зонах охраны могут утвердить уже к лету, по упрощённой процедуре. По обычному циклу корректировки изменения в закон о зонах охраны вносятся раз в 2–3 года. Но здесь речь идёт о точечных поправках (наподобие тех, что делались ранее под проект реновации кварталов Нарвской заставы), и их внесение занимает меньше времени.
Всё можно сделать за полгода: подготовить предложения, отправить их в Москву и заручиться согласованием Минкульта, вынести поправки вместе с положительным заключением историко–культурной экспертизы на общественное обсуждение и, наконец, отправить все материалы в Законодательное собрание для внесения изменений в закон. То есть исключается длительная предварительная фаза работы согласительной комиссии, в рамках которой депутаты и чиновники обсуждают планируемые поправки.
"Июнь — это некая условная отсечка (для принятия поправок к закону о зонах охраны. — Ред.), — сказал Кононов. По его словам, ставится задача, чтобы в 2024 году возведение комплекса уже началось.
Впрочем, в прессе постоянно появляются сообщения, что сроки работ по строительству магистрали могут быть перенесены и, более того, проект в окончательном виде не утверждён. Градозащитники не устают напоминать, что к строительству петербургского терминала подступаются уже не первый раз.
"Если бы в своё время не была построена “Галерея”, площадь под которую была расчищена от восьми исторических домовладений для предыдущего варианта высокоскоростной магистрали, а потом ещё большая территория не была застроена жилым кварталом (к востоку от ж.– д. путей. — Ред.), конечно, было бы больше пространства для манёвра. Сейчас всё очень стеснено", — добавил градозащитник.
Траектория съезда
Вероятно, по такой же упрощённой схеме (с точечными поправками, которые можно провести по инстанциям за полгода) будут выведены из–под запрета на снос здания, участки под которыми понадобились ради строительства Большого Смоленского моста. Проект этой переправы через Неву также выносился на ноябрьский Совет по наследию и тоже вызвал недовольство общественников.
По Большому Смоленскому градозащитники, уже в инициативном порядке, также подготовили альтернативные предложения с иной конфигурацией съездов, позволяющей отказаться от сноса дореволюционных домов (на Совете по наследию предлагали рассмотреть вопрос с перемещением некоторых из них, но это дорогое удовольствие). Как утверждается, в этой работе приняли участие и транспортные эксперты.
"Согласно разработанному варианту, скорректировать необходимо только съезды с моста. Если сделать их более компактными, можно сохранить семь из восьми предназначенных под снос домов. Основные параметры моста (высота, габариты ширины) в предложенном варианте сохраняются, поэтому значительной корректировки проекта не требуется", — говорится в разосланном на днях письме активистов ВООПИиК.
Часть градозащитников не готова идти на компромиссы в вопросах корректировки охранного законодательства. Так, член президиума ВООПИиК Анна Капитонова обнародовала недавно петицию с требованием не допустить принятие поправок к закону о зонах охраны.
"Если мы позволим изменить закон однажды, что остановит КГИОП изменять его каждый раз в дальнейшем? Те же дороги, мосты и терминалы можно построить, бережно сохраняя наследие, а соблюдение закона подтолкнёт к поиску оптимальных решений, иначе мы потеряем наш город! Мы против поправок и против сноса зданий", — говорится в тексте воззвания. На сегодня под этой петицией на сайте Change.org подписались более 30 тыс. человек.