Литва и Белоруссия обменялись обоюдным запретом на транзит грузов по своей территории и решили поиграть в старую забаву: ехать лоб в лоб, пока у одного не сдадут нервы
Напряжение между двумя странами растёт ещё с августа 2020 года, когда официальный Вильнюс не просто отказался признавать результаты президентских выборов, но и приютил у себя самых видных белорусских оппозиционеров во главе со Светланой Тихановской. Последняя в Литве по–прежнему считается едва ли не единственным легитимным главой Белоруссии. Тихановская регулярно встречается с руководством Литвы, принимает в Вильнюсе и европейских чиновников.
В ответ Минск устроил прошлым летом для Литвы (да и для Польши) испытание нелегальной миграцией. Из Ирака и Турции в столицу Белоруссии по туристическим визам отправились тысячи курдов и жителей некоторых африканских государств. Несколько месяцев подряд они предпринимали попытки штурмом пересечь границу с ЕС и отправиться в Западную Европу.
По правилам ЕС, в какую страну первую вступила нога беженца, там он должен и остаться. Никаких коридоров Вильнюс и Варшава организовывать не могли даже теоретически.
В Литву так проникли свыше 4 тыс. нелегалов, а это десятки тысяч евро убытков ежедневно. Их пришлось где–то размещать, строить новые лагеря, а границу — оборудовать забором с колючей проволокой, камерами наблюдения, а вдоль — сосредоточить едва ли не все имеющиеся силы МВД. Пришлось даже вводить чрезвычайное положение, чего не было за все 30 лет независимости Литвы.
Запрет транзита калийных удобрений
В ответ Вильнюс решил разорвать все долгосрочные контракты по транзиту белорусских калийных удобрений. С Литовскими железными дорогами они были подписаны на годы вперёд, а с терминалом сыпучих грузов в Клайпеде и вовсе бессрочно. Этот контракт ограничивается только арендой земли под терминал у государства, но закончится аренда к 2066 году. Сам терминал, к слову, частично принадлежит "Беларуськалию".
Предлог Литвы — санкции США в отношении Белоруссии. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что это только ширма, а решение было одностороннее и политическое. Американские санкции против Минска касаются только трёх аспектов: запрет на поставку товаров в США, расчёт долларами и участие американских финансовых компаний в цепочке транзита.
И если в США продукцию иногда поставляли, то остального вовсе не было никогда. Основные рынки сбыта белорусских калийных удобрений — Южная Америка, страны Африки, всего 68 направлений. Продукция "Беларуськалия" занимает 20% мирового рынка.
Для литовского порта Клайпеда — это главный клиент, который обеспечивал 30% всего грузооборота. Да и для Литовских железных дорог. Однако в Вильнюсе жаждали больно ответить, несмотря ни на какие собственные потери.
Ущерб — миллиарды
Перед вступлением фактического запрета о последствиях для Литвы предупредил глава BKT–терминала (Birių krovinių terminalas — Терминал сыпучих грузов) Игорь Удовицкий. По его словам, действия Литвы по применению американских санкций на территории ЕС не только незаконны, но прямо противоречат основополагающим нормативным документам ЕС, устанавливающим для Евросоюза принцип strategic autonomy, фактического суверенитета ЕС.
Кроме того, США де–факто продолжают закупать белорусский калий на постоянной основе. Литва не имеет права в одностороннем порядке вводить какие бы ни было ограничения на движения товаров, в том числе и из третьих стран, такой запрет прямо прописан в Договоре о функционировании Евросоюза, считает Удовицкий.
Литва является участником сразу нескольких международных соглашений, связанных с транзитом грузов через её территорию.
"То есть, если Литва, не важно, по какому поводу, прекратит транзит, Белоруссия подаст иск в минский арбитраж и, несомненно, выиграет дело, доказав незаконность прекращения транзита. А дальше просто.
Решение минского арбитража будет обязательным для всех сторон, а также для других судов. Литве придётся восстановить транзит. А все пострадавшие от такой остановки транзита (а таких будет много, очень много) смогут взыскать с Литвы ущерб. Давайте зафиксируем для себя, что ежемесячно через Литву и порт Клайпеды проходит транзитом около 1 млн тонн калия", — напомнил Удовицкий.
Только для своей компании ущерб он оценил в 1 млрд евро.
Литва ударила по США
Ирония заключается в том, что этим запретом сорван план отгрузки двух судов типа PANAMAX, которые в феврале должны были быть отправлены для американских компаний, говорит глава BKT–терминала. Калий приобретён легально у белорусского трейдера с оплатой в долларах США.
"Литва решила поддерживать США путём нанесения экономического ущерба американским компаниям. Тут уместно вспомнить, что распоряжением президента США ещё в 2017 году калийные удобрения отнесены к категории стратегических продуктов, обеспечивающих национальную безопасность США, всего таких продуктов 34, не так много.
Правительство Литвы получило письменные обращения американских компаний — импортёров белорусского калия, в которых содержался призыв к Литве не препятствовать транзиту и поставкам калия на американский рынок. Эти письма не были учтены. То есть Литва запретила экспорт в США стратегического продукта, обеспечивающего национальную безопасность США, ссылаясь на интересы США, сорвав при этом контракты американских компаний, проигнорировав их обращения. Вы что–то понимаете? Я — нет", — написал Удовицкий 1 февраля на своей странице в Facebook.
Минск запретил транзит литовских грузов
Во вторник, 2 февраля, премьер–министр Белоруссии Роман Головченко заявил, что в ответ на решение Вильнюса с 7 февраля запрещается транзит литовских грузов по железной дороге через Белоруссию.
Что это значит для Литвы? Больше всего пострадает крупнейший в Прибалтике завод по производству азотных удобрений Achema. Свою продукцию предприятие поставляет на Украину как раз через Белоруссию.
Ещё одна жертва конфликта Вильнюса и Минска — нефтеперерабатывающий завод в Мажейкяе, также самый крупный в Прибалтике. Он на 100% принадлежит польскому концерну Orlen, а часть экспорта — всё через ту же Белоруссию на Украину по железным дорогам.
Кроме того, Минск пригрозил запретом экспорта другой своей продукции в Литву. Её не так много, но жители конфликт неизбежно почувствуют на себе. В Литву из Белоруссии поставляют биотопливо, а потеря его в разгар отопительного сезона чревата повышением и так заоблачных счетов за коммунальные услуги.
Дошло до того, что на заснеженных дорогах Литвы сегодня стали рассыпать соль из Египта. Раньше её закупали у того же "Беларуськалия", но правительство Литвы запретило дальнейшие закупки. Теперь соль везут из Африки и стоит она в 3 раза дороже.