ГУП "ТЭК Санкт–Петербурга" не может получить из бюджета более 1 млрд рублей субсидий из–за нежелания управляющих компаний подписывать акты.
Как сообщает пресс–служба ГУП "ТЭК Санкт–Петербурга", компания недополучила 1,16 млрд рублей субсидий от города за период с 2019 по 2021 год. Дело в том, что из бюджета компенсируется разница между льготным тарифом для населения и его экономически обоснованным значением.
Средства город выделяет при предоставлении ГУП ТЭК актов ежемесячной сверки объёмов потребления тепловой энергии, которые должны быть подписаны исполнителями коммунальных услуг (ИКУ). Но часть из них отказываются это делать.
В основном споры возникают в ситуации наличия прямых договоров между поставщиками и потребителями. По словам представителей ГУП "ТЭК СПб", 17% многоквартирных домов заключили с ними прямые отношения, при этом на них приходится 2 / 3 случаев неподписанных актов сверки.
При переходе на такие договоры жильцы платят поставщику услуг напрямую только за собственные объёмы потребления. А ЖСК, УК или ТСЖ участвуют в этих отношениях косвенно, отвечая за общедомовые расходы (например, отопление в подъездах).
В 2019 году генеральный директор ГУП "ТЭК СПб" Иван Болтенков говорил, что при переходе на прямые договоры процент оплаты по многоквартирным домам возрастает с 10–17% до 70–95%. Однако оказывается, что у медали имеется вторая сторона.
Управляющим организациям неудобен переход жителей на прямые договоры с теплоснабжающими компаниями, потому что УК компенсируют возникающие финансовые разрывы за счёт части средств, предназначенных поставщикам. С прямыми отношениями количество свободных денег, которыми распоряжается УК, сокращается. Тем не менее это не главная причина сопротивления обслуживающих компаний.
Председатель совета Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Евгений Пургин объясняет, что проблема заключается в способе подсчёта расхода горячей воды. Общедомовой счётчик, на который ориентируется ГУП "ТЭК СПб" при выставлении суммы, показывает потребление энергии на отопление и нагрев воды в гигакалориях.
При этом граждане платят за ГВС в кубометрах. По словам Евгения Пургина, формула для перевода кубометров в гигакалории рассчитана на температуру выходящей с ТЭЦ воды 60 градусов, а на деле она, как правило, в пределах 75–90 градусов. Таким образом, потребление горячей воды при учёте в гигакалориях оказывается выше.
Когда накапливается существенная разница, она должна переноситься в расходы на общедомовые нужды, которые как раз и остаются за управляющей организацией при переходе на прямые договоры. Но она не имеет права начислять потребителям эти значения выше норматива.
"Таким образом, если дом находится на прямом договоре, то управляющая компания, подписывая акты сверки, признаёт объёмы потребления за собой, а не за гражданами. И все опасаются подписывать такие документы, в которых фигурируют миллионы, без дополнительных гарантий руководителям управляющих организаций, чтобы к ним впоследствии не возникло претензий", — говорит Евгений Пургин.
При этом закон никак не обязывает УК, ТСЖ или ЖСК подписывать эти принципиально важные для выделения субсидий документы.
"У предприятия отсутствуют инструменты воздействия на абонентов, которые не подписывают акты сверки объёмов, существует только возможность выставления штрафа в соответствии с условиями договора с ИКУ за неподписание акта, если такая санкция в нём предусмотрена", — рассказывают в ГУП "ТЭК СПб".
Специалисты объясняют: чтобы всё-таки получить субсидии, "ТЭК СПб" приходится судиться с жилищным комитетом, привлекая УК в качестве третьего лица. В суде доказывать объёмы потребления, а далее взыскивать средства с Жилкома. Каждый такой процесс затягивается примерно на год.