Реконструкция шоссе в Ленобласти довела до судов с владельцами частной земли

Автор фото: shutterstock

В Ленобласти власти через суд изымают из частного владения землю, на которой в 2018 году при реконструкции Красносельского шоссе разместили защитные щиты.

Администрация Аннинского городского поселения подала иск в Ломоносовский суд Ленобласти, в котором просит изъять земли под госнужды и определить их выкупную цену. Ответчиками указаны около 500 физлиц, Ломоносовская межрайонная больница им. Юдченко и ООО "УК “Новоселье”".
Как рассказал "ДП" глава администрации Аннинского горпоселения Денис Смирнов, в 2018 году реконструировали Красносельское шоссе. При проведении этих работ часть заградительных щитов была установлена на землях, принадлежащих частным собственникам — жильцам многоквартирных домов (Красносельское шоссе, 1, корп. 1–3), а также больнице. В августе 2018 года совет депутатов решил изъять земли, владельцам были направлены соответствующие письма, но не на все были получены ответы. Тогда муниципалы и обратились в суд.
Сейчас Ломоносовский суд завершил по этому спору предварительные слушания и назначил разбирательство по существу на 22 февраля. На кону — два участка: 137 м2, выкупная цена которого 329 тыс. рублей, и 59 м2 (152 тыс. рублей), уточнили в администрации.
Оба расположены вдоль дороги и не имеют коммерческой ценности — ничего построить на них для дальнейшего извлечения прибыли невозможно, отмечают опрошенные "ДП" эксперты. Причём власти оценили участки выше их кадастровой стоимости. Так что, по словам опрошенных "ДП" оценщиков, оспаривать выкупную оценку можно, но бессмысленно.
Изъятие земли для государственных либо муниципальных нужд в Петербурге происходит не так уж часто, отмечает партнёр юрфирмы Ru.Courts Алексей Агеев. Обычно земля изымается для строительства дорог либо иных линейных объектов инфраструктуры. К примеру, в минувшем году изымались участки под продление и реконструкцию Санкт–Петербургского шоссе в Шушарах, для строительства Южной магистрали, примыкания к ЗСД в районе Витебского проспекта, для транспортного обхода в Красном Селе, для подъезда ко Всеволожску.
Алексей Агеев обращает внимание на два момента. Во–первых, по закону решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд действует 3 года, а администрация подала иск незадолго до истечения этого срока.
"Несколько удивительно, что принятие решения об обращении в суд затянулось. Более того, учитывая, что собственников более четырёхсот и большая часть из них — физические лица, выглядит достаточно вероятной ситуация, когда договориться со всеми не удастся, — рассуждает юрист. — Следовательно, судебный порядок неизбежен и оттягивать его не было смысла. Возможно, дело в том, что изъятие участков в данном случае не спровоцировало социальную напряжённость, поэтому муниципальные власти могли позволить себе не торопиться".
Ещё один любопытный вопрос: почему власти сначала возвели объекты на чужой земле, а только потом запустили процедуру оформления на неё публичных прав (в том числе и процесс изъятия)? По мнению Алексея Агеева, наиболее вероятная причина заключается в следующем. Существуют автомобильные дороги (4–й и 5–й категории), реконструкция которых в принципе не требует официального разрешения, и тогда строительный контроль, естественно, слабее.