Скоро начнётся сезон корюшки. Грозит ли самой известной петербургской рыбе исчезновение и не опасно ли употреблять её в пищу?
За последнее время корюшка из простого блюда превратилась в настоящий кулинарный бренд, на котором научились зарабатывать рестораторы, мелкие торговцы и даже крупные магазины. Хотя рассчитывать на высокие доходы можно лишь до тех пор, пока корюшка обитает в петербургских водах и остаётся пригодной в пищу. Но возможно ли такое, что рыба исчезнет из местных водоёмов либо станет непригодной в пищу? "ДП" попытался найти ответы на эти вопросы.
Уплывёт ли корюшка?
Теоретически исчезновение вида возможно. В мире было немало ситуаций, когда процветающая массовая популяция с большим ареалом обитания вдруг вымирала или попадала в Красную книгу. Примеров исчезновения по вине человека процветающих видов фауны немало. Странствующий голубь в Америке, которого не так давно ряд исследователей считали самой многочисленной птицей на планете, был уничтожен примерно за 200 лет и вымер к 1890 году.
Конечно, механического перелова и физического уничтожения корюшки в наше время никто не допустит, но вариант с падением численности по иным причинам потенциально вероятен. Рыбе может угрожать загрязнение водоёмов, уничтожение нерестилищ или появление видов биоты, которые будут либо успешно конкурировать с корюшкой, либо даже паразитировать на ней. Такие случаи бывали. Например, интродукция европейской норки привела к тому, что местный вид — европейская норка — катастрофически уменьшился в численности. Крыса пасюк, приплыв в Европу из Азии, давным–давно вытеснила чёрную крысу с подиума главного грызуна–вредителя. А многие рыбаки жалуются, что если в пруд с карпом запустить ротана, то более ценная рыба быстро сдаст свои позиции, не выдержав конкуренции с неприхотливым и прожорливым соседом.
Что касается корюшки, то её исчезновение всё–таки маловероятно, так как это очень распространённый и хорошо приспособленный вид. В частности, в восточной части Финского залива она уступает в численности только салаке.
Впрочем, заботиться о сохранении этой рыбы всё равно нужно. Для этого необходимо понимать биологию вида и знать основные риски для его процветания. Примечательно, что в Белоруссии корюшка внесена в Красную книгу и запрещена к отлову, а ведь специалисты утверждают, что эту рыбу можно разводить даже в относительно небольших водоёмах, если в них есть ключи с холодной и чистой водой. Тем не менее на Балтике вид не находится под угрозой исчезновения. Но есть другой вопрос: а может ли эта рыба стать несъедобной?
Пластиковая уха
Известно, что Мировой океан страдает от того, что микропластик из механической примеси стал частью биологической цепочки, не будучи при этом съедобным и не суля живым организмам ничего хорошего. Однако позитивным обстоятельством для людей как потребителей рыбы является тот факт, что основная часть микропластика концентрируется в пищеварительном тракте рыбы. Следовательно, если её почистить от требухи, то микропластик в организм попасть не должен. Отсюда следует вывод: от употребления корюшки целиком вместе с костями и внутренностями лучше отказаться. На всякий случай.
Не менее опасным, чем микропластик, является и химическое загрязнение воды. Если микрополимеры являются для живого организма чужеродными элементами и их попадание в ткани не доказано, то многие химические вещества имеют биологический механизм проникновения в ткани, поэтому накопленные в рыбе тяжёлые металлы при употреблении в пищу неизбежно попадут в организм человека.
Учитывая, что рыбы — это находящийся на вершине пищевой пирамиды хищник, подобное место в трофической иерархии не сулит любителям корюшки ничего хорошего. Чем выше место в пищевой пирамиде, тем больше концентрация содержащихся в тканях поллютантов.
Петербургский эколог, член общественного совета при Минприроды России Сергей Грибалёв в одном из интервью сказал: "Я вообще удивляюсь, почему эту рыбу ещё кто–то покупает и ест. С таким большим количеством химических стоков в Петербурге и области есть корюшку просто опасно для жизни и здоровья".
Впрочем, говоря об опасности употребления корюшки, Сергей Грибалёв отмечает, что существуют локации, регулярно питаясь в которых рыба может набрать поллютантов выше уровня допустимого для безопасного употребления в пищу. Это означает, что, употребляя рыбу в пищу, нужно быть осмотрительным — неплохо бы представлять, откуда она попала на обеденный стол.
Продукция, которая продаётся в магазинах, должна соответствовать требованиям законодательства, в том числе по содержанию веществ, которые могут нанести вред организму человека. Её качество проверяют специальные уполномоченные органы. Поэтому есть такую рыбу безопасно. А вот покупая её у рыбака, стоящего рядом со станцией метро, нужно отдавать себе отчёт, что гарантий качества никто, кроме этого самого рыбака, дать не может.
Кочующий вид
Впрочем, где побывала купленная рыба и какие вещества успела хватануть за свою жизнь, выяснить нелегко.
Корюшка является массовым видом в восточной части Финского залива, причём распространена она по всей акватории. В значительной степени это связано с тем, что на протяжении жизненного цикла корюшка постоянно кочует. Нерестится она во многих местах побережья, но главные нерестилища расположены в Неве и в Невской губе. Потом мальки постепенно перемещаются сначала в Маркизову лужу и далее в Финский залив, где любят нагуливать вес в районе Сестрорецка и Зеленогорска. Летом, судя по многолетним наблюдениям, много корюшки в Копорской и Лужской губах, восточнее острова Сескар и в Выборгском заливе, хотя строительство портов в Усть–Луге и на Карельском перешейке несколько изменило картину. Осенью же она сбивается в плотные стаи в глубоководном районе у островов Мощный, Большой Тютерс, Гогланд, Соммерс, а также в Нарвском заливе.
То есть биология вида не позволяет однозначно делить корюшку на ту, что питается "всякой дрянью" рядом с канализационными сбросами очистных сооружений, и "гуляющую в открытом море". Рыба не имеет регистрации, и пути особей из Луги и Нарвы пересекаются с рождёнными в Невской дельте.
Больше или меньше
Как ни странно, вопрос, сокращается ли популяция корюшки в Финском заливе, остаётся дискуссионным. Хотя скорее всё–таки сокращается, поскольку подводная выемка грунта на мелководьях как минимум уменьшает количество нерестовых участков, а повышение мутности из–за земляных работ в акватории ведёт к падению численности ряда видов зоопланктона, которым питается корюшка. Однако фарватеры для судов, намывы и места портовых строек всё–таки составляют незначительную по площади часть Финского залива, в связи с чем существует также мнение, что падение численности корюшки находится в пределах обычных для всех видов фауны колебаний численности по целому ряду интегральных причин.
Что касается замутнённых участков, то рыба якобы просто находит питание в других местах.
Вместе с тем, учитывая внимание, которое уделяют корюшке жители города на Неве, ради процветания этой рыбки, удостоенной целого праздника "имени её самой", неизбежны дополнительные исследования биологии этого вида, а также меры по поддержанию его численности и качества.
Может показаться неправдоподобным, но охране природы уделяется всё большее значение. Экологическое сознание населения, безусловно, растёт. Технологии очистки сточных вод совершенствуются.
То есть всё идёт к тому, что вода в Финском заливе со временем будет чище и корюшку можно будет покупать не только в магазинах, но и у рыбаков. Причём без риска для своего здоровья.