Скандал с увольнением сотрудницы гимназии в Петербурге не только обернулся для городских властей обвинениями в школьной цензуре, но и в очередной раз вскрыл проблему бесконтрольного трудоустройства педагогов.
Почти неделю Петербург наблюдает за развитием школьного скандала, вспыхнувшего после поста в Facebook бывшей сотрудницы библиотеки гимназии №168 Серафимы Сапрыкиной.
В воскресенье, 6 февраля, экс-библиотекарь сообщила, что ещё в декабре была вынуждена уволиться после разговора с директором, недовольной уроком для старшеклассников о творчестве репрессированных поэтов Даниила Хармса и Александра Введенского. По словам девушки, руководитель учебного заведения назвала поэтов пособниками фашистов и врагами народа. Аналогичное отношение у руководства гимназии, как отметила Сапрыкина, к также репрессированным Осипу Мандельштаму и Николаю Гумилёву.
История довольно быстро получила широкую известность в публичном пространстве. Уже на следующий день пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил о необходимости проверить информацию, а глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов призвал восстановить педагога "в своих правах". Не обошлось и без курьёзов — ситуацию высмеял телеведущий Иван Ургант.
Однако позже вице-губернатор Ирина Потехина заявила, что версия Сапрыкиной выдумана от начала до конца. По словам Потехиной, педагога уволили, поскольку её деятельность не соответствовала учебному плану, темы "врагов народа" при этом "ни в каких школьных обсуждениях не было". Таким образом, Смольный отверг все обвинения в школьной цензуре.
История продолжила развиваться, порой становясь абсурдной, как будто напоминая поэзию Хармса. Стороны меняли показания, а в конце недели появились сообщения, в том числе официальные, о судимости Сапрыкиной.
Особый же интерес вызывает даже не столько вопрос, действительно ли всё было так, как говорит Сапрыкина, а восприятие этого в обществе. Те, кто хотел высказаться, почти безоговорочно встали на сторону педагога, хотя та не представила подтверждений своей версии. По крайней мере, громких голосов в защиту директора школы услышано не было. В то же время пользователи "ВКонтакте" атаковали страницу гимназии №168, публикуя в комментариях стихи неугодных авторов.
Доверие к власти
Депутат Заксобрания Борис Вишневский, поддержавший педагога, отмечает, что история вызвала общественный резонанс, поскольку выглядит весьма правдоподобно на фоне того, что происходит в стране.
"В нынешние времена, когда кого угодно могут объявить иностранным агентом, кого угодно могут на пять лет посадить за распространение листовок или детские игры, когда сажают за лайки и репосты, а в стране масса политзаключенных — нет ничего удивительного в том, что педагогу будут говорить такие слова относительно людей, которые были реальными жертвами политических репрессий. К сожалению, в обществе сейчас немало людей, которые считают, что масштаб сталинских репрессий был сильно преувеличен, и вообще сажали только врагов и так далее", — считает политик.
Действительно, ещё совсем недавно Верховный суд РФ постановил ликвидировать признанное иноагентом правозащитное общество "Мемориал", занимавшееся темой репрессий. Прокуратура посчитала, что организация искажает память и "создаёт лживый образ СССР как террористического государства". Получается, государство само создаёт почву для таких скандалов.
По мнению члена правления Российской ассоциации политконсультантов Валентина Бианки, в отношении государственной системы сложился определённый стереотип, поскольку массовая государственная пропаганда себя в достаточной степени дискредитировала. В этих условиях даже фактологическое опровержение негативных сообщений зачастую не меняет мнение активных граждан.
"Многие убеждены, что есть определённый уровень де-факто идеологической цензуры и самоцензуры в школах. То есть даже опровержение не является поводом сменить позицию. И это очень критично для стабильности государства и тем более действующей власти, тут я разделяю эти понятия", — полагает эксперт.
Аналогичной точки зрения придерживается другой член правления Российской ассоциации политических консультантов Пётр Быстров, который указал на низкий уровень доверия к власти в обществе и слабую информационную политику Смольного, прокомментировавшего ситуацию лишь спустя несколько дней после поста Сапрыкиной.
"Я думаю, просто индекс недоверия к власти и любым её представителям (а в данном случае конечно директор школы однозначно ассоциировалась с властью) настолько высок, что любые, даже самые неправдоподобные истории воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, потому что представители власти уже достаточно много дискредитировали себя участием в похожих историях, пусть и не столь фантастических", — подчеркнул он.
В Смольном же уверены, что на самом деле версия Сапрыкиной получила не так уж и много сторонников, а уровень её поддержки — преувеличен.
"Песков сказал, что не нужно спешить с выводами и сначала разобраться. Ургант просто ёрничал над ситуацией. А Сергей Сергеевич (Кравцов. — Прим. Ред.) всегда встаёт на защиту интересов педагогов. Что касается резонанса — да, тема мгновенно стала горячей. Но голосов, не поверивших нашей героине, тоже было немало. Просто негатив всегда слышнее", — прокомментировала ситуацию "ДП" Ирина Потехина.
Уловка пропаганды или педагог с судимостью
Ближе к концу рабочей недели появилась информация, что Сапрыкина вообще не имела права работать в школе, поскольку в 2008 году была осуждена по статье об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью.
Экс-педагог опровергла это, опубликовав в соцсетях справку об отсутствии судимости. Однако, по данным СМИ, после приговора она сменила имя и отчество, а после переезда в Петербург из Волгограда получила новый паспорт, потеряв старый, и тем самым обзавелась незапятнанной биографией.
Сапрыкина подтвердила факт смены имени в интервью "Фонтанке", но продолжила в соцсетях отрицать наличие судимости, подчёркивая, что так просто обмануть систему невозможно.
Позже пресс-служба судов Волгоградской области выпустила пресс-релиз о судимости Симы Казимовой. На вопрос "ДП" о том, действительно ли в тексте идёт речь про неё или это другой человек, Сапрыкина не ответила.
Вишневский считает это уловкой пропаганды, пытающейся увести в сторону суть дискуссии: "Это типичный приём. Когда нечего возразить, тогда принимаются меры по персональной дискредитации источника неприятной для властей информации. Это абсолютно типичный приём пропаганды и не только государственной. Однако это не имеет ни малейшего отношения к существу того, что происходило в декабре (когда была уволена Сапрыкина. — прим. Ред.)".
Парламентарий утверждает, что даже в случае достоверности данных СМИ, судимость уже погашена, поскольку приговор был вынесен полтора десятка лет назад. "Как минимум уже лет десять назад её судимость считается погашенной по закону, она считается несудимой и во всех документах может смело писать, что никакой судимости у неё нет. Это просто норма закона", — подчёркивает политик.
Потехина призналась, что судимость Сапрыкиной стала сюрпризом и "перекрывает всё предыдущее", имея в виду скандал с увольнением педагога. По словам вице-губернатора, девушка не имела права работать с детьми. Таким образом, Смольный, отвергая первоначальные обвинения, признаёт, что в системе образования не всё в порядке. Учитывая случай двухмесячной давности, это наталкивает на мысли о системной проблеме.
В начале декабря в Московском районе Петербурга задержали учителя биологии, подозреваемого в развратных действиях против учеников. Выяснилось, что мужчина ранее был осужден за аналогичное преступление, но при трудоустройстве в школу предоставил справку об отсутствии судимости.
"Вся эта история очень хорошо характеризует работу администрации города и деятельность органов власти в сфере образования, которые не могут наладить контроль и проверку тех, кто трудоустраивается в школы. Поэтому комитет по образованию и курирующий вице-губернатор должны, наконец, создать этот механизм. Две истории подряд достаточно громких говорят о том, что простой приём таких справок не защищает детей, образовательные учреждения от появления в них сотрудников, ранее судимых", — подчёркивает Быстров.
Прокуратура Петербурга начала проверку сведений о судимости Серафимы Сапрыкиной. Чем закончилась аналогичная проверка в отношении учителя биологии, не сообщалось.