После нескольких месяцев настойчивых просьб Смольный пошёл навстречу бизнесу и передвинул время закрытия общественных мест с 11 вечера до 2 часов ночи. Для этого чиновникам пришлось пересмотреть своё отношение к поручениям президента.
Во вторник, 15 февраля, губернатор Петербурга Александр Беглов утвердил изменения в постановлении городского правительства №121, регулирующего ограничения, принятые в связи с пандемией коронавируса. Главные из них касаются сокращения "комендантского часа" для целого ряда отраслей.
На данный момент с 23:00 до 6:00 запрещена работа предприятий общественного питания, учреждений культуры, кинотеатров, аквапарков, концертных залов и т. д. Начиная с 21 февраля все они должны прекращать работу с 2:00 до 6:00.
"За последние две недели наблюдается снижение основных показателей эпидемиологических процессов среди взрослого населения. Так, за 14 февраля госпитализировано 450 взрослых граждан, что на 27,5% меньше аналогичного показателя на 8 февраля. По состоянию на 15 февраля коэффициент распространения инфекции составил 0,8. Учитывая стабилизацию санитарно-эпидемиологической ситуации, 15 февраля внесены очередные изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга", — прокомментировали в комитете по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга.
Требование спрашивать у посетителей QR-коды сохраняется, но, как сообщал "Деловой Петербург", с 21 февраля получить их станет проще — будет учитываться наличие антител к коронавирусу. Соответствующая федеральная норма также отражена в новой версии 121-го постановления.
Запрет на работу после 23 часов ввели в Петербурге с 8 ноября 2021 года. Чиновники ссылались при этом на поручение президента России Владимира Путина. "Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации во взаимодействии с Роспотребнадзором обеспечить усиление контроля за соблюдением всех ограничительных мероприятий, включая: ...введение запрета на проведение зрелищно-развлекательных мероприятий и оказание услуг общественного питания с 23:00 до 6 часов утра", — говорилось в перечне поручений, опубликованном в октябре.
Бизнес указывал Смольному на нелогичность двойных ограничений — если в ресторан можно попасть только по QR-коду, то он уже должен быть безопасной зоной, в которой все другие ограничения не нужны. Также рестораторы напоминали, что в 2020 году ночная работа была запрещена именно с 2 часов ночи, что позволяло точечно воздействовать на ночные клубы и дискотеки, в то же время позволяя заработать на поздних гостях ресторанам и барам. Наконец, чиновникам указывали, что 20 регионов России, включая Москву, восприняли поручение президента всего лишь как рекомендацию и не ввели его в действие. Но в Смольном всякий раз повторяли, что считают поручение обязательным к исполнению.
По мнению главы представительства Федерации рестораторов и отельеров в Петербурге Александра Маркова, свою роль сыграла настойчивость петербургского бизнеса, раз за разом поднимавшего тему двойных ограничений. "Были чиновники, которые вникали в нужды рестораторов", — отмечает он.
Александр Марков считает, что рестораны получат возможность заработать 23 февраля и 8 марта. "Практика показывает, что после снятия ограничений в первый момент поток посетителей даже увеличивается. Есть определенная ностальгия, люди соскучились", — говорит он.
"Это колоссально важно, и безусловно сейчас многие вздохнули с облегчением. Но есть и недоумение относительно дат снятия ограничений. Для многих ресторанов и баров счёт идёт на дни убыточной работы", — говорит совладелец заведений Made in China, Schengen, Terminal, "Бекицер", "Бабагануш" и других Павел Штейнлухт.
По его мнению, до отмены QR-кодов отрасль продолжит находиться в состоянии спада. "Ограничение с QR-кодами очень серьёзное, оно вызывает колоссальное количество негатива, — рассказывает ресторатор. — Огромное количество фидбэка от гостей о том, что это сегрегация, это фашизм, что в этом нет логики, что этого нет в Москве. Действительно, раскол на эту тему в обществе существует. В более высоком сегменте попроще с этим — люди так или иначе решили эту задачу, мы же понимаем, что каждый находит путь. А чем ниже сегмент, тем больше людей перестали ходить или стали ходить туда, где к этому относятся менее строго".
В январе Павел Штейнлухт и его партнёр Илья Базарский закрыли известный петербургский ресторан Social Club. Если бы в тот момент было известно об ослаблении ограничений с 21 февраля, они бы не изменили своего решения, утверждает Павел Штейнлухт. "Наша команда, анализируя действия власти в Петербурге за последние два года, видит, что планировать долгосрочное развитие практически невозможно. Мы понимаем, что сейчас ограничения сняты, это очень здорово, это даст возможность выжить какому-нибудь проекту, но мы не знаем, какой будет следующий шаг", — объясняет ресторатор.
Совладелец группы пивных заведений "Бакунин" Александр Романенко признаётся, что начал искать покупателей на два своих заведения, так как в январе финансовая подушка закончилась. "Первая волна посетителей приходила в 22:00, — рассказывает ресторатор. — Но в связи с тем что в 23:00 мы прекращали наливать, гости в принципе перестали приходить даже на этот час, они стали ходить в заведения, которых в центре великое множество, которые игнорировали это постановление и продолжали работать. Выручка упала на 70%, а, если посчитать по количеству чеков, то падение составило 90%".
Изменит ли он своё решение теперь, Александр Романенко пока не решил. "Желание открывать в Санкт-Петербурге хотя бы ещё одно заведение общественного питания у меня напрочь отбито. Буду рассматривать скорее всего Москву", — говорит он.
В Москве после ноябрьского локдауна общепит работает без каких-либо ограничений.