Через несколько дней такси и сервисы каршеринга смогут начать собирать биометрические данные водителей. Предполагается, что дополнительная идентификация сделает поездки безопаснее, а аккаунты пользователей — защищённее от взломов. Участники рынка надеются, что новые правила позволят полиции быстрее находить водителей, скрывшихся после аварии.
Соответствующее постановление правительства РФ (№1815 от 23.10.2021) вступит в силу с 1 марта 2022 года. К биометрическим данным, которые смогут собирать операторы каршеринга, относятся, например, сетчатка глаза, отпечаток пальца, рисунок вен или голос. Часть биометрии у них уже есть — например, фото с паспортом, которое перед началом аренды автомобиля делают пользователи.
Как утверждают источники на рынке, компании тестируют дополнение к этой системе. Она сможет идентифицировать пользователей также по голосу, сравнивая его с записанным ранее отрывком.
Сегодня условия краткосрочной аренды автомобиля таковы, что абсолютно любые штрафы, выписанные на него, в конечном счёте оплатит водитель. Если машину остановил инспектор ГИБДД — штраф выпишут водителю напрямую. Если же нарушение зарегистрировала камера — штраф приходит владельцу, то есть оператору каршеринга, который впоследствии взыщет его с водителя (это обязательный пункт договора шеринга).
В Москве было сразу несколько нашумевших случаев, когда за парковку машины на газоне оператор выставлял пользователю счёт на 300 тыс. рублей (столько составляет штраф за это нарушение в столице для юридического лица).
Кроме того, есть ещё штрафы, которые оператор устанавливает сам: например, за курение или мусор в машине. По общему правилу, если на карте, привязанной к профилю пользователя, денег нет, долг будет расти. Если средства на карте так и не появятся, оператор подаст на водителя в суд.
Резонанс из–за яркой раскраски
Одна из главных проблем на этом рынке — подделка и продажа взломанных аккаунтов. По оценкам экспертов, по фальшивым аккаунтам совершается до 20% поездок на каршеринговых автомобилях. Недобросовестные водители покупают их на чёрном рынке и используют, например, если их заблокировали в этом сервисе или если у них вообще нет водительского удостоверения.
Если верить официальной статистике, аварии с каршерингами нельзя назвать массовыми — хотя, безусловно, они в прямом смысле слова бросаются в глаза из–за яркой раскраски автомобилей. Наверное, именно поэтому ДТП с участием машин каршеринга так часто попадают в СМИ.
Так, в минувшем сентябре на севере Петербурга водитель каршеринга устроил массовое ДТП, уходя от погони полиции. А другой водитель на каршеринге снёс забор и врезался в машину, где ехал кандидат в депутаты. В октябре каршеринговый автомобиль вылетел на тротуар и сбил трёх пешеходов на Парнасе. Выяснилось, что водитель нарушил правила дорожного движения и не справился с управлением.
В ноябре автоблогера Михаила Рябчикова заключили под стражу, обвинив в нападении на инспектора ДПС на Невском проспекте. Его каршеринговый автомобиль заблокировали сотрудники полиции после пьяных гонок по центру города. В том же месяце в Ленобласти водитель каршерингового автомобиля на большой скорости врезался в микроавтобус с детьми, пытаясь скрыться от сотрудников ГИБДД.
А в январе 2022 года в центре Петербурга полиция ночью ловила со стрельбой каршеринговый BMW. При задержании 22–летний водитель чуть не сбил инспектора и активно сопротивлялся. Как оказалось, у него вообще никогда не было водительских прав.
Добавим, что машины каршеринга застрахованы по ОСАГО (без ограничений водителей по допуску к управлению) или по каско. Максимальная выплата по ОСАГО: 400 тыс. рублей — при причинении вреда имуществу, и 500 тыс. — при причинении вреда жизни и здоровью. Выплату производят в случае ДТП по вине водителя каршеринга. Максимальное покрытие по каско зависит от цены автомобиля на дату, когда заключён договор.
При этом операторы каршеринга наказывают своих пользователей рублём — например, если водитель повредит автомобиль или уедет с места ДТП, или будет пойман в состоянии алкогольного опьянения.
Однако в некоторых случаях установить водителя каршеринга не удаётся даже полиции. В сентябре 2021 года в Петроградском районе петербуржец обнаружил свой автомобиль с оторванным зеркалом и "притёртым" кузовом. По видеокамерам удалось установить виновника ДТП — это Mercedes–Benz E200, принадлежащий ООО "Мэйджор Профи" (дочерняя компания холдинга Major). Компания занимается сдачей легковых автомобилей в аренду и в лизинг.
Районный отдел ГИБДД дважды направлял в компанию извещение с просьбой предоставить информацию о водителе.
Ответ пришёл из компании "Яндекс.Драйв", в нём говорится: в базе данных сервиса отсутствует информация о пользователе, в связи с этим возможности предоставить запрашиваемую информацию нет.
В "Яндекс.Драйв" не ответили на запрос "ДП". По данным, размещённым на его сайте, компания штрафует водителя в случае, если он покинет место ДТП, на 50 тыс. рублей. Однако кто именно был за рулём — ни полиция, ни пострадавшая сторона, возможно, так и не узнают.
По данным сервиса "Автокод", автомобиль с этим госномером (А047КН799) находится в собственности "Мэйджор Профи" с 2018 года. За это время на машину было оформлено 100 штрафов на общую сумму почти 80 тыс. рублей. Любопытно, что все они оплачены.
С платёжной дисциплиной всё в порядке и у операторов платных парковок. Штрафы, выписанные владельцам автомобилей каршеринга за некорректную парковку, оплачиваются, сообщили "ДП" в пресс–службе СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт–Петербурга".
Ветер перемен
В октябре 2021 года арбитраж Петербурга вынес решение по делу, связанному с одним из операторов каршеринга. В ходе его рассмотрения были озвучены некоторые подробности того, как и с помощью чего может следить за автомобилем его владелец.
В рамках этого дела ООО "Авто", сдающее в краткосрочную аренду автомобили через приложение Rentmee, подало иск к областной штрафстоянке ООО "47–й регион". Компания потребовала обязать штрафстоянку передать ей пять автомобилей, которые были эвакуированы и находились там уже почти год.
Одну из машин — Lada Granta — водитель бросил на КАД после аварии. Вторая — Hyundai Solaris — опрокинулась в кювет, водитель также скрылся. Ещё три автомобиля эвакуировали за нарушение правил парковки.
Как известно, стоимость эвакуации состоит из двух элементов — штрафа за нарушение правил дорожного движения и оплаты услуг компании, которая транспортировала автомобиль и держала его на охраняемой штрафстоянке. В случае с каршерингом ни сотрудник ГИБДД, ни персонал спецстоянки не может определить конкретного водителя, который управлял этой машиной.
Собственник автомобиля (в данном случае юридическое лицо) единственный обладает данными о нарушителе и обязан сообщить их в полицию. Как отмечал суд, каршеринговые автомобили оборудованы системой GPS, компания–владелец может не только отслеживать их местонахождение, но и управлять ими, например блокировать. Однако данный оператор даже не увёз свои автомобили с мест аварий, предоставив это спецслужбам.
В результате "был нанесён ущерб как государству в виде невозможности привлечения виновных лиц к административной ответственности", так и "хранителю" — в связи с невозможностью взыскать плату за хранение за неимением лица, привлечённого к административной ответственности, говорится в мотивировочной части решения суда.
Отметим, что в рамках этого дела иск был удовлетворён и машины отданы оператору. При этом арбитраж удовлетворил и встречный иск, взыскав с него 3 млн рублей за хранение автомобилей на штрафстоянке.
Время от времени инспекторы ГИБДД останавливают каршеринговые автомобили, чтобы проверить законность управления. Сделать это можно, только сопоставив данные аккаунта пользователя и его водительского удостоверения. Требование показать данные на экране смартфона в законе пока не прописано.
Сегодня, если водитель пользовался автомобилем под чужим аккаунтом, сервис не несёт за это ответственности. Однако, после того как операторы начнут собирать биометрические данные, может возникнуть логичный вопрос: смогут ли они защитить пользователей от мошенничества? Возможно, на законодательном уровне нужно прописать процесс и сроки передачи данных о водителе от операторов каршеринга в ГИБДД — по её официальному запросу.
“
Безусловно, частота дорожно–транспортных происшествий с участием каршеринговых автомобилей существенно выше, чем с "обычными". Зачастую пользователи сервиса менее бережно относятся к транспортному средству, так как не являются владельцами используемых автомобилей. Ещё одна причина в том, что эти машины часто используют лица с минимальным водительским стажем — как по дате выдачи водительского удостоверения, так и по фактическому стажу, когда права получены условно давно, но практика вождения отсутствует. С точки зрения страховщиков — ДТП с участием каршеринговых автомобилей такие же, как и с "обычными". В части урегулирования убытков с участием машин каршеринга отдельных проблем мы не наблюдаем.
Заур Карданов
Руководитель управления урегулирования розничных убытков СЗРЦ "АльфаСтрахование"
“
Парк "СитиДрайв" в Санкт–Петербурге насчитывает порядка 2150 автомобилей. В среднем каждый из них эксплуатируется не более 3 лет, и парк регулярно обновляется. К примеру, недавно мы вывели 200 новых KIA Soul, 187 KIA Rio, 100 Renault Arkana, 200 Renault Kaptur и 20 автомобилей BMW. Мы сотрудничаем с правоохранительными органами и ГИБДД в рамках законодательства. Согласно нашему договору, ответственность за соблюдение ПДД лежит на водителе, который управляет транспортным средством, поэтому штрафы оплачивает пользователь, который нарушил правила. В "СитиДрайв" нет чёрного списка пользователей, но мы можем заблокировать доступ к сервису за критичные нарушения его правил. Мы отмечаем снижение аварийности среди наших пользователей. По нашим данным, за последние несколько лет существенно изменился профиль пользователя каршеринга. Сейчас это взрослые (30+), семейные люди со средним стажем вождения 5–7 лет, которые аккуратно и ответственно водят автомобиль. В "СитиДрайв" существуют дополнительные ограничения для клиентов по возрасту и стажу. Кроме того, каждый пользователь проходит проверку перед тем, как получить доступ к сервису.
Юлия Варламова
Представитель пресс–службы сервиса "Ситидрайв"
“
Полис ОСАГО для каршеринговых автомобилей ничем не отличается от полисов "автогражданки" на другие транспортные средства. Что касается количества страховых случаев, по нашему опыту, именно каршеринг — самый аварийный сегмент. Каршеринговые автомобили попадают в ДТП чаще, чем обычные машины и даже такси. Водители каршеринговых машин чаще всего не соблюдают скоростной режим. Самая крупная за последние несколько месяцев выплата по каршеринговому автомобилю составила 1,15 млн рублей. Водитель застрахованного по каско Nissan Qashqai 2019 года выпуска на скоростной платной автодороге "Нева" в Конаковском районе Тверской области столкнулся с двигавшейся в попутном направлении машиной. Причина — несоблюдение водителем каршерингового автомобиля дистанции и скоростного режима.
Пресс–служба "Росгосстраха"