Беспилотный транспорт с нулевым углеродным следом, роботы на складах и огромные массивы данных, которые обрабатывает искусственный интеллект. Таким видят перспективы развития логистической отрасли участники рынка, опрошенные для спецпроекта "ДП" "Контуры будущего".
В начале 2022 года по трассе М-11 в тестовом режиме должны начать ездить грузовики-беспилотники. Скорее всего, первые рейсы станут ярким информационным поводом и привлекут всеобщее внимание. Но это лишь один из примеров трансформации логистической отрасли, которая происходит уже сейчас, а в ближайшие десятилетия может кардинально изменить рынок логистики. Большинство процессов не заметны широкой публике, хотя имеют не менее важное значение.
Беспилотный транспорт — это не просто "умная" машина. Это умная дорога и множество сопровождающих систем и технологий, которые создаются в настоящее время. На первых порах они будут помогать водителям, а по мере их совершенствования — уже и роботам.
Участие в эксперименте ГК "Автодор" по запуску передовой телематики на отрезке ЦКАД от трассы М-11 до М-7 примут "Деловые Линии". Предполагается, что в ходе тестирования транспортные средства и специально оборудованная дорожная инфраструктура будут обмениваться данными о дорожных работах, опасных метеоусловиях, ДТП, перекрытиях и других возможных проблемных сценариях, рассказывает генеральный директор ГК "Деловые Линии" Фарид Мадани.
Беспилотными становятся не только грузовики. В ближайшее время между Усть-Лугой и Калининградом планируется запустить беспилотные суда. Технически уже давно не проблема организовать доставку и с помощью летающих грузовых дронов. Но для этого надо решить многочисленные юридические вопросы. "Не исключено, что появится аэро-доставка с помощью коптеров и дронов. Но для этого, также как и для электроавтомобилей, требуется создавать необходимую инфраструктуру, вносить изменения в законодательство. Не думаю, что это реализуется в ближайшие 10 лет", — говорит генеральный директор NAWINIA, представитель АСЕХ в Москве и на Дальнем Востоке Олег Урван.
Гораздо проще заменить людей роботами на складах. "Всё больше процессов производятся без участия человека, включая доставку паллет из зоны выгрузки в зону хранения, установку паллет на стеллажи, съём паллет со стеллажей и доставка их в зону погрузки", — продолжает Олег Урван. А там, где без грузчиков пока не обойтись, наиболее передовые компании уже тестируют экзо-скелеты, отмечает он.
Но активнее всего идёт прогресс в области информационных технологий. "Пандемия COVID-19 на несколько лет приблизила цифровизацию отрасли и привела к ускорению развития таких трендов как аналитика больших данных, интернет вещей, робототехника и автоматизация", — указывает директор Северо-Западного региона DHL Express Вячеслав Палеха.
При этом логистическим компаниям уже не достаточно своих внутренних решений. "Новый этап развития заключается в интеграции государства, бизнеса и научных сообществ, и на этой базе появления единых интеллектуальных транспортных систем. Такие "умные" системы требуют значительных комплексных вложений в инфраструктуру. Поэтому заинтересованным сторонам необходимо объединить усилия. И от того, насколько быстро мы реализуем этот проект, будет зависеть конкурентоспособность российской логистики", — уверен Фарид Мадани.
Ещё один важнейших тренд, который будет определять будущее логистики — экология и новая энергетика. Впрочем, суть логистической деятельности в ближайшие десятилетия не изменится, считает генеральный директор Агентства СЛС, представитель АСЕХ в Санкт-Петербурге Евгений Апасов. "За 24 года, которые я занимаюсь транспортной международной логистикой, основные технологии не изменились: грузы также перевозятся по морю, воздуху и земле, — подчёркивает эксперт. — Конечно, очень изменилась скорость документооборота, думаю, она и дальше будет увеличиваться".
Высокими темпами растёт и скорость доставки. По мнению участников рынка, уже в ближайшее время клиент сможет получить большой ассортимент товаров через несколько минут после их заказа.