Вопрос приведения в нормативное состояние подъездных дорог к садоводческим и огородническим некоммерческим товариществам (СНТ), расположенным на территории Ленинградской области, власти региона обсуждают с правительством Санкт–Петербурга с начала 2019 года. В частности, тогда в адрес городского управления по развитию садоводства был направлен проект соглашения между двумя субъектами по предоставлению на эти цели межбюджетного трансферта (из города в область) в размере 1 млрд рублей в год. За образец был взят алгоритм взаимодействия Москвы и Московской области. Однако городские власти не проявили никакого желания ремонтировать областные дороги.
"Очень была бы хорошая идея, если бы Петербург заключил с нами соглашение и хоть как–то помогал нашему бюджету, а мы бы обновляли вылетные магистрали и дороги к садоводствам. И не важно, кто там живёт или чья дача рядом: жители Санкт–Петербурга или Ленобласти. У города хороший бюджет, мог бы и помочь. Москва ежегодно выделяет Московской области по 2 млрд рублей на вылетные магистрали. По образу этих регионов мы составили соглашение, направили его коллегам в Петербург. Ждём ответа, проблема есть", — говорил глава дорожного комитета Ленобласти Денис Седов в интервью "ДП" в конце 2021 года.
Областные чиновники считают этот вопрос крайне острым. На территории региона расположено 3316 СНТ, что составляет 520 тыс. участков, на которых ведут садоводство и огородничество 1,5 млн человек. Большая часть СНТ, почти 2,5 тыс., принадлежит жителям Петербурга: это 400 тыс. участков и 1,14 млн человек.
Поделить по–честному
Тем не менее в 2020 году созданная из различных ведомств двух регионов рабочая группа подготовила проект программы по ремонту подъездных дорог регионального и местного значения к садоводствам в Ленобласти. Крупнейшими из них, к слову, являются Пупышево в Волховском районе, "Дунай" во Всеволожском, большой массив СНТ и ДНП в Ломоносовском и Тосненском районах Ленобласти и др. Общая смета вышла на 1,4 млрд рублей.
"Необходимо отметить, что заявленная на сегодняшний день потребность далеко не полная. Сметная документация представлена администрациями муниципальных образований не по всем дорогам, поскольку в ряде случаев требуется разработка проектной документации. Кроме того, в проекте программы не предусмотрены средства на ремонт бесхозных подъездных дорог и дорог, проходящих по землям лесного фонда", — уточнили "ДП" дорожники Ленобласти, отметив, что, как только будут решены вопросы с балансодержателями, объекты включат в перечень.
И если со списком дорог всё более–менее понятно, то с распределением финансовых обязательств между бюджетами двух субъектов — нет. Комитет финансов Петербурга готов софинансировать 50% от общей стоимости, что не устраивает Ленобласть.
С учётом бедности
"Учитывая тот факт, что количество садоводческих некоммерческих товариществ с преобладанием жителей Петербурга составляет 76% от общего объёма, а также несоизмеримость бюджетов, было принято решение обратиться от имени губернатора Ленобласти к губернатору Санкт–Петербурга с просьбой принять уровень софинансирования ремонта подъездных дорог со стороны бюджета Ленобласти в объёме не более 10%. И в случае положительного решения вопроса поручить соответствующим органам исполнительной власти приступить к заключению соглашения с областным правительством", — рассказал "ДП" собеседник в правительстве Ленобласти.
В середине февраля от губернатора Петербурга Александра Беглова пришёл ответ на имя Александра Дрозденко (имеется в распоряжении редакции). В нём сообщается, что при анализе документов была выявлена "необходимость актуализации перечня подъездных дорог к СНТ и подтверждения стоимости их ремонта". Чиновникам Петербурга и Ленобласти предлагается выполнить эту работу к 1 мая 2022 года.
"Соответствующее поручение мною дано управлению по развитию садоводства и огородничества Санкт–Петербурга, — отметил в письме Беглов. — Вопрос о выделении средств из бюджета Петербурга на указанную цель будет рассмотрен с учётом результатов проведённой работы при формировании проекта бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов".
Неделимые люди
Зампред комиссии ЗакСа Ленобласти по строительству, дорогам и транспорту Даниил Федичев считает, что сейчас самое оптимальное время дорожного диалога с городом.
"Из–за ковида и скученности людей в мегаполисе львиная доля жителей Петербурга обосновалась в Ленинградской области. Летние дачи стали постоянным местом проживания, плюс растёт количество баз отдыха, которые плодятся как грибы. Маятниковая миграция в город и обратно выросла на порядок, нагрузка на дороги колоссальная уже круглый год, а не периодами. Бюджет города в разы больше бюджета области, поэтому надо заканчивать делить жителей на городских и областных, благо у нас давно уже агломерация", — отметил "ДП" Даниил Федичев.
К слову, в бюджете Ленобласти 2022 года на ремонт дорог заложено 3 млрд рублей, в бюджете Петербурга — 9 млрд, плюс продолжат действовать двухлетние контракты, заключённые в 2021 году, на 6 млрд рублей.
По мнению эксперта Ассоциации транспортных инженеров Владимира Валдина, работы на местных и региональных дорогах должны финансироваться бюджетом Ленобласти и её поселений. Однако если это подъездные дороги к садоводческим массивам, где преимущественно живут петербуржцы, то здесь уместно подключение и городского бюджета.
"Непосредственно внутри территорий товариществ дороги — дело конкретных садоводов. Если же речь идёт об их внешних участках, которыми пользуется уже неопределённое число людей и которые по этой причине испытывают ещё и большие нагрузки, то тут явно необходимы более высокие уровни “солидарности”. В каких пропорциях оплачивать эти работы из бюджетов двух субъектов — можно определить, например, уточнив общую пропорцию владения участками со стороны жителей Петербурга и Ленобласти через кадастр. На город будет приходиться однозначно больше", — считает Валдин.