В России блокируют Instagram. На фоне этого малый бизнес массово регистрируется и настраивает рекламу в других соцсетях.
В пятницу, 11 марта, Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры принял решение о блокировке Instagram. Полное отключение соцсети происходило сегодня ночью. Последние годы в тройке лидеров по объёму рекламы как в России, так и в мире оставались три площадки — Instagram, TikTok и YouTube. Все они более недоступны для рекламщиков и блогеров нашей страны.
По данным IAB Russia, стабильно около трети бюджета рекламодатели готовы были потратить на инфлюенс — маркетинг именно в этих соцсетях. Так, в 2021 году у 33% российских компаний на продвижение через блогеров и других лидеров мнений уходило порядка 25–50% бюджета. Самой популярной площадкой для размещений стал Instagram (83%).
Как ранее писал "ДП", теперь рекламные агентства и инфлюенсеры готовятся заново осваивать отечественные соцсети и их рекламные инструменты, которые до последнего времени уступали зарубежным аналогам. Так, позиции приложений корпорации Meta (Facebook и Instagram) готовятся занять "ВКонтакте" и "почти российский" Telegram.
Последние годы Instagram активно использовали представители малого бизнеса и самозанятые для привлечения новой аудитории и увеличения продаж. Для многих из них это был единственный канал рекламы товаров и услуг. После объявления о блокировке этой соцсети малый бизнес массово стал переходить во "ВКонтакте" и Telegram. Основательница модельного агентства Finch Models и продакшен–компании Finch Production Ольга Чижик отмечает, что новые модели в агентство и заказчики в основном приходили из Instagram. "Нам перекрыли один из потоков клиентов, который нужно будет чем–то заполнить, — сетует она. — Сеть “ВКонтакте” не была такой популярной и полезной для модельного агентства, хотя теперь, наверное, станет более востребованной. Также теперь думаем более активно использовать Telegram".
Коммерческий директор зоомаркета "Сова" Ирина Камардина отмечает, что её магазин не зависел от Instagram, страница была необходима скорее для поддержания имиджа. "Но есть большое количество малого бизнеса, у которого страницы в этой соцсети — единственный источник трафика и продаж. Конечно, для этого сегмента блокировка скажется негативно и обернётся большими потерями. Многим придётся начинать с нуля в альтернативных соцсетях", — отмечает Камардина.
Основатель школы обучения мастеров–бровистов BrowNansy Анастасия Васильева рассказывает, что её бизнес — обучение мастеров очно с нуля и повышение квалификации мастеров–бровистов — сильно зависел от контента и рекламы в Instagram. Почти весь трафик учеников проходил через эту соцсеть и лишь 20% — по сарафанному радио.
"Бизнес максимально зависел от Instagram, я старалась это поменять и уводить трафик в Telegram, а в планах было создание YouTube–канала. Те предприниматели, которые владеют навыками маркетинга, легко разберутся в любой соцсети и будут искать клиентов на других площадках", — отмечает Анастасия Васильева.
Директор по маркетингу сыроварни "Костанян" Анаит Костанян вспоминает, что с первого дня работы использовала Instagram как основную площадку для розничных продаж. За 3 года компания набрала большую аудиторию, таргет регулярно приводил новых подписчиков и покупателей.
"Думаю, многим придётся начинать сначала. Это большой стресс. Тяжело будет тем, для кого Instagram был основной площадкой для работы", — сокрушается она.