Под натиском российско–западной конфронтации ломается вся мировая внешнеэкономическая деятельность. А нашу страну ожидает дефицит импортных товаров.
Петербург, один из главных российских импортёров и экспортёров, непосредственно ощущает логистический кризис. Более 80% международных грузов поступают в Санкт–Петербург и Ленобласть через морские порты. По официальным данным, около 35% всего контейнерооборота портов России приходится на Северную столицу.
По статистике Северо–Западного таможенного управления, объём петербургского экспорта в 2021 году составил $29,9 млрд, импорта — $26,6 млрд. Главными торговыми партнёрами Северо–Западного федерального округа (СЗФО) являются Китай, Нидерланды, Германия, США, Южная Корея, Финляндия, Беларусь и Великобритания. При этом страны, попавшие в утверждённый правительством перечень недружественных государств, суммарно принимают более половины экспорта федерального округа и обеспечивают почти такую же долю импорта. Для сравнения: удельный вес Китая в общем товарообороте СЗФО составляет 13,2%, Беларуси — 4,4%.
В настоящий момент полностью разорваны для России морские торговые пути только с Великобританией и Канадой, на которые суммарно приходится менее 6% общего товарооборота СЗФО. Но принятые 11 марта поправки в федеральное законодательство предполагают возможность ответных мер в отношении государств, имеющих ограничения для захода российских судов в их морские порты.
Так как некоторые крупные европейские хабы уже останавливают работу с российскими грузами, контрсанкции могут не заставить себя долго ждать. А переполненность терминалов и складов застрявшими на них российскими контейнерами будет усугубляться, пока не наступит хотя бы частичная деэскалация конфликта. Это грозит коллапсом уже глобальным транспортным схемам.
При этом торговлю с Европой даже при пока открытых портах осложнят новые постановления правительства, опубликованные 9 марта. Например, постановление № 313 до конца года устанавливает запрет на вывоз древесины из России в недружественные государства. Постановление № 311 содержит список из 26 страниц, в который включены категории товаров, запрещённые к экспорту. В их числе фармацевтическая продукция, станки, турбины, сельхозоборудование, транспортные средства, полупроводники, смартфоны. Таким образом, даже при наличии возможности доставить груз из России в Европу его, скорее всего, не пропустит таможня.
Правда, в постановлении № 311 есть оговорки. Например, ограничения не распространяются на товары, вывозимые физлицами для личного пользования. Разрешён экспорт в страны — члены Евразийского экономического союза, Абхазию и Южную Осетию, пропуск грузов, проходящих через Россию транзитом или перемещаемых между частями территории РФ через иностранные государства (иначе затруднилось бы сообщение с Калининградской областью).
Китай отдаляется
В транспортно–экспедиторской компании Artmarine сообщили "ДП", что отказ ведущих мировых контейнерных линий от обслуживания российского направления уже привёл к заморозке сообщения между Петербургом и Азией. "Порты–хабы не пропускают транзитные грузы из Китая в Санкт–Петербург, а перевозчики не берутся их доставлять. В данный момент мы используем три линии для отправки грузов на восточные направления — во Владивосток и Находку", — рассказывает представитель компании.
Сегодня для получения грузов из Китая осталось два варианта. Первый — доставка морем на Дальний Восток, откуда груз пойдёт железной дорогой в Москву, Санкт–Петербург или далее по стране. В качестве альтернативного способа можно везти контейнер сразу по ж.–д. из Китая через несколько основных хабов.
При этом в Artmarine отмечают перегруженность складов, которые не были готовы к такому потоку товаров. "Ещё до обострения существовали проблемы с логистикой по петербургскому направлению, потому что туда ставки были гораздо выше, чем на Владивосток. И выгоднее было везти груз туда, а потом по железной дороге в Санкт–Петербург. При этом выходил дешевле не только фрахт, но и таможенное оформление", — говорит представитель компании. А теперь и без того загруженная инфраструктура последние 2 недели испытывает дополнительный наплыв грузов, которого никто не ожидал.
Отсроченные последствия
Насколько упадёт грузопоток через порты Балтийского бассейна, станет понятно через месяц–полтора, когда появится официальная статистика. Но, учитывая, ряд факторов, а именно то, что более половины контейнерооборота Петербурга обеспечивали приостановившие операции компании, власти обсуждают запрет на экспорт удобрений, а также стремительно развивающиеся санкционные войны, эксперты уверены, что снижение окажется существенным.
Но даже при отсутствии грузов порты продолжат работу. Бывший представитель порта Гамбург в Петербурге Дмитрий Васильев предполагает, что индустрия способна "переварить" кризис. "Для наших портов и терминалов сложится непростая ситуация, необходимо будет выполнять социальные обязательства перед работниками. Но по моим оценкам, запас прочности у них пока достаточный", — говорит эксперт.
Нынешний логистический паралич отразится на полках магазинов примерно через полтора месяца, когда должны были бы прийти партии товаров, которые не удаётся заказать сегодня из–за неопределённости на рынке. "Перебой с поставками неизбежен. Но за это время появятся инструменты, позволяющие обходить ограничения, например транзитные перевозки через порты Прибалтики. Этот дефицит обратимый, и найдутся способы для восстановления импорта", — считает Дмитрий Васильев.
Участники рынка говорят, что улучшение может начаться только после достижения "санкционного дна", когда стабилизируется международная обстановка и курсы валют. Тогда предприниматели станут понимать, по каким ценам они смогут закупить товар за границей, а по каким продать в России.