Ретейлеры пытаются бороться с перекупщиками, приобретающими у них товары, чтобы потом дороже перепродать их на интернет–площадках. Почему магазинам не нравятся такие оптовые покупатели?
Одними из первых повышение активности перекупщиков заметили в магазинах техники. "Многие покупатели считают, что крупная бытовая техника и электроника — инвестиционный товар. Поэтому резкое изменение курса валют часто влияет на изменение спроса на них. В это же время активизируются так называемые перекупщики, которые пытаются приобрести товар по доступным ценам и далее перепродавать его дороже на фоне дефицита. Мы приняли ряд мер, которые помогают нам продавать товары конечным потребителям по комфортным ценам", — прокомментировали в пресс–службе "Ситилинк".
Найти конечных
Чтобы защититься от перекупщиков, компания позволяет оформить заказ на сайте только зарегистрированным пользователям. Сама процедура регистрации займёт несколько минут. "У нас настроена CRM–система, которая в автоматическом режиме отделяет конечных потребителей от спекулянтов. Работает она за счёт алгоритмов, построенных на машинном обучении", — добавил представитель ретейлера.
"Ситилинк" работает и с покупателями — юридическими лицами. За каждым юрлицом в компании закрепляется персональный менеджер, сотрудники корпоративных отделов знают направление работы своих клиентов. После автоматической проверки специалисты дополнительно проверяют спорные заказы.
В пресс–службе "М. Видео–Эльдорадо" также сообщили, что наблюдают повышенный спрос на технику и стараются отсечь перекупщиков. "Чтобы перекупщики не могли воспользоваться текущей ситуацией и купить востребованную технику сейчас по низкой цене, а потом продать с наценкой и устроить ажиотаж на вторичном рынке, мы приняли решение продавать только по одному товару в руки", — добавили в компании.
10 кг в руки
Деятельность перекупщиков создаёт дефицит в том числе и продуктов. На фоне панических покупок населения это становится особенно заметно. На этой неделе ограничения на продажу некоторых товаров ввели в магазинах X5 Retail Group и в "Ашане". Сети объяснили это желанием минимизации риска в связи с перекупщиками социально значимых продуктов.
В Минпромторге РФ заявили, что в некоторых регионах уже были случаи, когда товары закупали в большом объёме, до нескольких тонн, для перепродажи. В министерстве отметили, что сети должны сами решить, какие товары им стоит ограничить. Минсельхоз поддержал это решение. Впрочем, нельзя исключать, что таким образом на самом деле борются не с перекупщиками, а именно с охваченными паникой конечными потребителями.
"Ашан" ограничил продажу в одни руки не более 10 кг сахара, 10 бутылок растительного масла, пяти упаковок муки по 2 кг, трёх пачек соли и 10 упаковок бакалейной продукции — макарон, риса и других круп. Такие же ограничения действуют в магазинах "Атак".
Признак кризиса
Перекупщики — стихийный ответ инициативных граждан на дефицит и рост цен. Если в магазинах будет всё доступно, не будет никаких перебоев с товарами, не будет ажиотажного спроса и панических ожиданий роста цен, перекупщики исчезнут сами собой. Потому что пропадёт смысл в их бизнесе — они зарабатывают на эмоциях людей в сложной экономической ситуации, но не более, считает Павел Сигал, первый вице–президент "Опоры России".
Генеральный директор INFOline Иван Федяков подтверждает, что перекупщики активизировались 2 недели назад, сразу после начала украинского конфликта и повышения курса валют. И объясняет, почему ретейлеры стараются бороться с такими покупателями: "Перекупщики наживаются на проблемах всех. Это спекулянты, которые покупают дёшево, а продают дорого. Торговые сети, чтобы показать свою лояльность государству и заботу о потребителе, удерживают цены за счёт маржи поставщиков. Ретейлерам важно не получить лишние штрафы и не потерять лояльность. Кроме того, перекупщики закупаются большими партиями, а ретейлерам обязательно нужно показать полные полки своим покупателям".
Шире спектр
Оценить ущерб для ретейлеров от "перекупов", как их называют в отрасли, крайне сложно — для новой России с развитой системой всевозможных магазинов и доступности любого товара это явление новое. Но перекупщики создают искусственный ажиотаж: покупают какие–то позиции в магазине, которые потребитель потом не может найти в свободной продаже, а затем предлагают с рук за более высокую цену. Кроме техники и смартфонов таким же образом могут закупаться партии одежды и обуви, бытовая техника, видеокарты (на них высокий спрос у майнеров) и т. д. По мере того как проявляется дефицит, всё больший спектр товаров могут покупать перекупщики оптом, говорит Иван Федяков.
Перекупщики — это в основном краткосрочные инвесторы, которые действуют прежде всего в условиях кризиса, говорит Марк Шерман, управляющий партнёр коммуникационного агентства Svoboda. "По–настоящему навредить они не могут, так как объём их инвестиций невелик, хотя в условиях дефицита их активность может навредить рынку в целом. Грамотный расчёт складских остатков и чётко выстроенная схема логистики в большинстве случаев будут мощным оружием в борьбе с перекупщиками", — заключил он.