Садиться за руль в состоянии наркотического или алкогольного опьянения нельзя, а вот управлять автомобилем, будучи усталым, наше законодательство пока не запрещает. О том, почему это неправильно и какую опасность создаёт такой участник дорожного движения для себя и окружающих, а главное — как с этим бороться, "ДП" рассказал автор проекта "20 идей по развитию России" Дмитрий Давыдов.
Многочисленные исследования уже не раз подтверждали, что признаки уставшего человека схожи с поведением нетрезвого. Замедленная реакция, рассеянное внимание, а иной раз и зрительный обман, когда водителю кажется, что на дороге возникают посторонние объекты, которых на самом деле нет. Всё это, как и пьянство за рулём, приводит к весьма печальным последствиям.
"Учёные обнаружили, что 17–19 часов без сна сопоставимы по влиянию на состояние водителя, как и 0,5 промилле алкоголя в крови. Согласно исследованиям Американской ассоциации автомобилистов, недосыпание повышает риск попасть в аварию: 5–6 часов сна в течение 24 часов — в два раза, а 4–5 часов — в четыре раза. Но даже выспавшийся человек из-за монотонности и долгого статичного положения в кресле подвержен усталости. По данным ГИБДД, на скорости 90 км/ч, утомление наступает через 3,5–4 часа", — привёл пример Дмитрий Давыдов.
Ранее в России уже предпринимались попытки контролировать режим труда и отдыха водителей большегрузов, следующих на дальние расстояния: например, вслед за европейскими странами была запущена система тахографии. Это улучшило статистику ДТП, но незначительно. Во-первых, рядовые автомобилисты от переутомления сегодня страдают не меньше и точно так же создают аварийные ситуации на дорогах. Во-вторых, у инспектора ГИБДД нет никаких полномочий задерживать уставшего водителя, если у него нет проблем с документами и отсутствуют признаки алкогольного или наркотического опьянения. По мнению Дмитрия Давыдова, проблему можно решить с помощью внедрения современных разработок, обеспечивающих безопасность транспортных средств, предварительно изучив опыт Евросоюза.
"Существует ряд технологий, сберегающих жизни во время управления автомобилем в усталом виде. Одна из них — DDAW, в рамках которой бортовой компьютер в режиме реального времени собирает и обрабатывает данные о скорости, длительности поездки, позиции на дороге, воздействия со стороны рулевого управления. Если программа обнаруживает отклонения, присущие усталости, то выдаётся визуально-звуковой сигнал. Аналогичным образом работает и система предупреждения о выезде из полосы движения (LDWS). Если транспортное средство начинает отклоняться от разметки на 30 см при скорости 65 км/ч и выше без включённого поворотника, то система посылает минимум два из четырёх сигналов: вибрационный, звуковой, визуальный или тактильный", — пояснил Дмитрий Давыдов.
К слову, последняя технология, как и ещё одна полезная система — экстренного торможения (AEBS), которая автоматически срабатывает при сильном сближении с любыми объектами, будут полезны для российских автомобилистов также в целях повышения общей культуры вождения: своевременного включения сигналов поворота и соблюдения безопасной дистанции. Не менее важно и то, что все перечисленные защитные механизмы не берут контроль над транспортным средством, но служат лишь ассистентом водителю, вовремя сообщая ему о возможной угрозе.
"Мы предлагаем в России по прошествии двух лет с момента издания соответствующего закона запретить постановку на учёт новых автомобилей без указанных трёх технологических функций, защищающих водителя в состоянии утомления. Также через три года после издания закона стоит не допускать до эксплуатации грузовики и автобусы дальнего следования, если они не оборудованы системами LDWS и AEBS. Со временем новых "умных" автомобилей будет появляться на трассах страны всё больше", — выразил уверенность Дмитрий Давыдов.
Таким образом, по мере обновления автопарка, количество ДТП из-за переутомления и потери контроля над управлением транспортным средством будет сокращаться, смертность на дорогах значительно уменьшится. Вот почему государству так важно обратить более пристальное внимание на рассмотрение этого вопроса и поддержать эту идею.