Пока события на Украине не повлияли на транспортную реформу Петербурга, заверяют власти. Но участники рынка не исключают любых сценариев.
Самым тонким местом реформы остаётся топливная составляющая. Об этом перевозчики говорили в Смольном ещё до объявления нынешних санкций, опасаются этого и сейчас. Напомним, все новые автобусы частных компаний будут работать только на газомоторном топливе: с 1 апреля — порядка 800 автобусов, с 15 июля — уже 2800.
"С ценами на газ очень сложно. До лета сжиженный природный газ (СПГ) будет идти в Европу, как шёл. Потом спад потребления. Производство газа подорожает за счёт логистики, комплектующих и ставок. Поэтому не думаю, что он станет дешевле чем 45 руб. / кг на пистолете. От 35 до 45 рублей в зависимости от расстояния доставки", — поделился с "ДП" один из участников транспортного рынка Петербурга.
Как писал "ДП", на февральском совещании у губернатора Александра Беглова перевозчики отмечали, что при цене газа 16 руб. / кг "на входе" они покупают его за 35, а на весь срок контрактов цена составит 45 руб. / кг. Власти обещали проработать вопрос цены со структурами "Газпрома", а при необходимости дойти и до самого Алексея Миллера.
Участники совещания говорили тогда "ДП", что открытие в Ленобласти хранилища СПГ "Портовая" сделало бы возможным удешевление газа. "Если оно не откроется, то сложно понять механизм снижения цены. Скорее всего, тогда и будут рассматривать вопрос о субсидиях", — отмечал один из источников издания в Смольном.
Минус сто шестьдесят один
Под "субсидиями" участники процесса понимают выделение дополнительного финансирования на транспортную реформу в связи с грядущим тотальным подорожанием. Собеседник в транспортном блоке Смольного говорит, что оно понадобится, только "если не договорятся по цене на газ, так как в регионе его нет и стоимость доставки высока". "Это связано с необходимостью транспортировки газа автомобильным транспортом, где есть возможность поддерживать температуру –161,5. Ж.–д. и тем более труба так не умеют", — поясняет он.
Сотрудник одной из транспортных компаний отметил в беседе с "ДП", что стоимость газа и на рынке, и в целом находится в "зоне турбулентности". "Цена, которую закладывали в контракте, зависит не от мировой цены напрямую, а от цены дизеля, которая также подрастает. Считали по пропорции: цена газа равна 50% от стоимости дизеля на бензоколонке. Финансирование в виде субсидий, возможно, потребуется, если совместными усилиями с правительством Петербурга и финансирующими организациями, в том числе с поставщиками запасных частей и топлива, не удастся найти компромисс по цене. Скорее всего, субсидии будут, но когда и в каком объёме — сейчас сказать невозможно", — считает он.
В компании "Газпром газомоторное топливо" (ГГМТ) сообщили, что цена на метан — по–прежнему не выше 50% от стоимости дизельного топлива, её изменение в 2022 году ожидается не выше уровня инфляции.
В комитете по транспорту необходимость дополнительных субсидий отрицают. Но указывают, что заказчик — СПб ГКУ "Организатор перевозок" — при необходимости может перераспределять объёмы транспортной работы в рамках одного лота в пределах 10% от стоимости контракта.
Напомним, летом 2021 года власти Петербурга заключили с четырьмя компаниями контракты на автобусные перевозки в 2022–2028 годах суммарно более чем на 186 млрд рублей.
Перевод на китайский
Ряд собеседников "ДП" на транспортном рынке Петербурга не исключают, что реформу могут и растянуть на несколько дополнительных этапов.
"Думаю, это будет зависеть от мер поддержки, на что хватит денег. Отчасти это связано с трудностями производителей, также и с дополнительными субсидиями. Ведь поднялись цены на запчасти, топливо и ставка ЦБ", — говорит один из них.
При этом источник в Комтрансе предпосылок к изменению этапности реформы на фоне санкций не видит: "Поскольку по контрактам есть люфт по готовности по времени, возможность перегруппироваться есть. Часть комплектующих в автобусах будет заменена на китайские, там, где не успели прийти западные запчасти".
Официально комитет заявляет, что переход на новую модель транспортного обслуживания пассажиров планируется выполнить в установленный срок и с соблюдением указанной ранее этапности. То есть в три этапа: 1 апреля, 1 июня и 15 июля.
"Всеми перевозчиками подтверждена готовность к выполнению регулярных перевозок в рамках заключённых государственных контрактов с выпускающих площадок, укомплектованных необходимой инфраструктурой, транспортом, оборудованием и обеспеченных требуемым для организации работы кадровым составом с 1 апреля 2022 года", — прокомментировали в Комтрансе.
Один из перевозчиков отметил, что при комитете создан штаб, где на ежедневной основе при участии вице–губернатора Максима Соколова проходят совещания, на которых "сверяют часы" и "меряют температуру" в транспортном комплексе.
"Всё находится на ручном контроле и у нас, и у правительства Петербурга", — добавил он.
Бонус для мегаполиса
Исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации Василий Зинин считает, что все проекты по проведению транспортной реформы должны носить комплексный характер. Нельзя просто купить автобусы, надо продумать всю инфраструктуру, выбрать лучшие решения. Огромное количество отраслевых объединений готовы такие дорожные карты разрабатывать для конкретных городов. Решение с СПГ в Петербурге, по его мнению, неоднозначное, потому что не было проработано с экспертным отраслевым сообществом.
"В сегодняшней турбулентной ситуации сложно прогнозировать конкретные цифры. Экономика вполне логично является отражением эскалации политического напряжения. Но создание экологичной и экономичной газомоторной техники на отечественных предприятиях и развитие дополнительного сектора использования СПГ, безусловно, правильный трек", — говорит Зинин.
По его мнению, будущее газомоторного транспорта в текущих реалиях в значительной степени зависит от стоимости оборудования и сервисного обслуживания. Если рассматривать именно топливную составляющую, в любом случае она выгоднее. Если добавить к этому увеличение срока службы двигателя, экономическая составляющая не вызывает сомнений.
"Безусловный бонус для мегаполиса — это улучшение качества воздуха. Не нужно быть специалистом, чтобы понимать вред для здоровья от выхлопов старых автобусов. Даже в автомобиле мы включаем внутреннюю циркуляцию воздуха, если оказались в пробке за таким экземпляром общественного транспорта. Поэтому при выборе стратегии реформирования общественного транспорта нельзя всецело полагаться только на цифры стоимости топлива. Есть рекурсивная связь и с затратами на здравоохранение, например", — считает Василий Зинин.