В России заблокировали Instagram — важный инструмент продаж для микробизнеса и самозанятых. Куда теперь податься людям, для которых эта площадка была основным способом продвижения?
Роскомнадзор заблокировал Instagram 14 марта. По мнению опрошенных "ДП" бизнесменов и специалистов по маркетингу, из–за блокировки в первую очередь пострадали те, для кого эта площадка была основным или единственным средством продвижения и продаж. В первую очередь это те компании, клиентам которых важна визуальная составляющая продукции: beauty–индустрия, ЗОЖ, флористика, дизайнеры, кондитеры.
"В последние годы во многих сферах был очень большой перевес в пользу Instagram. Но если у бизнеса есть своя лояльная база клиентов, то они ещё могут успеть перевести её в другие социальные сети, тем или иным образом проинформировав об открытии новых аккаунтов, — говорит создатель и директор маркетингового агентства “Брусника” Теххи Полонская. — Конечно, может быть определённая просадка по продажам плюс нужно будет тратить бюджеты на привлечение аудитории в новые каналы".
Далее встаёт вопрос: куда именно стоит сейчас переходить? По мнению Теххи Полонской, это зависит от ниши бизнеса и от региона работы. Если говорить про Петербург, то "ВКонтакте" здесь всегда была одной из ключевых соцсетей, в которой так или иначе у всех есть аккаунты. И для бизнеса, который связан исключительно с продажами, это будет наиболее оптимальным вариантом. Есть удобные инструменты парсинга аудитории, которые позволяют снять рекламную базу своего Instagram и показать по ней рекламу во "ВКонтакте".
Для мыслей
Если бизнес связан с созданием контента — психология, тренинговые центры, то есть там, где одной картинкой не ограничишься, — имеет смысл обратить внимание на "Яндекс.Дзен" и Telegram. По мнению блогера–краеведа и руководителя агентства "Минаков недвижимость" Александра Минакова, аудитории Telegram неинтересны сугубо рекламные паблики. Даже если клиент фирмы из Instagram переедет во вновь созданный telegram–канал, он вскоре покинет его, поскольку не увидит там ничего полезного для себя, а только продвижение товаров или услуг.
"Свой аккаунт в Instagram я изначально вёл как личный, за годы у меня набралось большое количество читателей. Потом подспудно он стал и продающим. Какое–то время назад я стал параллельно вести и telegram–канал, посвящённый наблюдениям о петербургской недвижимости. С момента блокировки “инсты” на него подписалось уже порядка 600 человек. Как сейчас шутят, все ограничения Роскомнадзора были даны блогерам, чтобы они смогли прокачать свой Telegram. Но забрасывать Instagram я тоже не собираюсь, так как есть лояльная аудитория, которая будет обходить блокировки".
Увидеть то, на что не подписывался
По словам IT–директора компании Remagic Digital Александра Тихомирова, все, кто хоть чуть–чуть технически подкован, продолжат пользоваться Instagram — VPN на телефоне сейчас настраивается в пару кликов, есть платные сервисы, которые лучше работают, есть бесплатные, которые более сложны в настройке. Но трафик всё равно упадёт.
"С точки зрения бизнеса релевантно, когда есть какая–то система подборки, лента, когда человек видит то, на что он не подписан, но что может быть потенциально ему интересным. В Telegram такого нет, но мне видится, что подобные опции могут быть добавлены и там. Это просто вопрос времени и эволюции мессенджера. Telegram, в отличие от того же “ВКонтакте”, не такая большая структура, которая долго эволюционирует. Некоторые вещи там могут быть сделаны быстро и стать удобными. Это возможно, потому что у Telegram, как известно, были проблемы с монетизацией и здесь сейчас для этого непаханое поле", — полагает Александр Тихомиров.
Одновременно эксперт считает, что гигантским конкурентом Instagram в России был TikTok, но политикой сервиса российским пользователям сейчас запрещено публиковать контент. Хотя у TikTok был отличный шанс заменить в отечественном сегменте Instagram.
Где был рубль, будет три
Как рассказала Теххи Полонская, стоимость SMM–услуг по логике одинаковая для всех соцсетей, но проблема в том, что какого–то конкретного ценообразования на рынке до сих пор нет: специалисты назначают ценник и систему оплаты себе сами. Кто–то берёт плату за настройку рекламного кабинета, это может стоить порядка 10–20 тыс. рублей в одной соцсети, у кого–то эта цена привязана к бюджету рекламы и может составлять 30–80% от него, но при этом бюджет должен быть не меньше определённой суммы. Плюс сейчас может подняться стоимость работы специалистов "ВКонтакте" и "Яндекс.Директ" в силу того, что запросов станет больше.
"Стоимость же самой рекламы у соцсетей зависит от конкуренции. Если мы говорим про какой–то востребованный продукт в Петербурге или Москве, то конкуренция что во “ВКонтакте”, что в Instagram была одинаково высокой, — объясняет специалист. — Если же нам нужно продвигать бизнес, нацеленный на аудиторию, за которую не борются большие рекламодатели, там и стоимость клика меньше. Растёт аукцион, бюджеты сейчас придётся увеличить — где раньше стоимость перехода была 1 рубль, сейчас может стать 3–5, потому все переходят из Instagram и Facebook на новые площадки. А чем больше конкуренция за регион, тип бизнеса, людей в этой возрастной категории, тем выше стоимость клика и показов".