Виной тому нехватка вакантных площадей, а также падающие доходы граждан.
Подсластить окружающую действительность, когда она совсем не сахар, — этому в Петербурге уже научились. Пока патока не струится под ногами, но очевидно — Невский проспект оккупирован мармеладно–карамельными магазинами. Экспансия этого сегмента в Петербурге началась в 2019–м, когда открылись первые точки сетей "Мармеладная бочка" и "Пират–Мармелад". В прошлом году на проспекте появились сразу три точки "Клад мармелад". Сеть отметилась скандалом — один из магазинов разместился в Доме Зингера, не забыв, разумеется, о ярких неоновых вывесках — каковые горожане сочли крайне неуместными. При этом владелец магазина Михаил Ветров признался, что скандал был для его бренда только плюсом и поспособствовал узнаваемости.
За всё время "сладкого бума" некоторые бренды даже успели почить: закрылась "Карамельная фабрика", возникшая в 2019 году, а также московско-шоколадная "Алёнка". При этом в 2021 году на Невский вырвался представитель фронта восточных сладостей — Elite LoQum, открыв сразу семь точек.
Детям и веганам
Говоря о причинах внезапного нашествия сладкого бизнеса, эксперты называют привлекательность формата для петербуржцев и гостей города — яркие витрины, "инстаграмная" выкладка товара, да и, что говорить, природная любовь человека к инсулиновым всплескам и низкий самоконтроль. Однако даже при этих вводных разнообразный фигурный мармелад — явно продукт не ежедневного спроса, а его покупка — вопрос спонтанности. В отчёте Allied Market Research говорится, что рост популярности жевательного мармелада обусловлен, как ни странно, увеличением как количества веганов, так и осведомлённости о негативных последствиях употребления шоколада. "Желе и жевательные конфеты завоёвывают популярность у потребителей благодаря частым покупкам и росту потребления конфет по сравнению с шоколадом. Уникальные вкусы, текстуры, дизайн конфет, форма, упаковка и содержание сахара — всё это факторы, влияющие на решение потребителей о покупке. Дети — основные потребители конфет и, таким образом, являются главным целевым рынком для производителей конфет", — говорится в исследовании.
Многих покупателей останавливает ценник на мармелад: так, в магазинах "Мармеладная бочка" и "Клад мармелад" по состоянию на конец февраля 2022 года конфеты отпускали по 150 рублей за 100 г, в сети "Пират–Мармелад" стоимость была ещё выше — 169 рублей за 100 г. В распоряжении редакции оказались прайсы нескольких крупных поставщиков мармелада. Согласно февральским закупочным расценкам, в среднем 100 г мармелада обходились в диапазоне 40–70 рублей.
Желе с наценкой
По данным "Пират–Мармелад", 2 года назад средний чек составлял 500 рублей в регионах и 700 рублей в Москве. Не манкирует компания и желающими повторить успех — в сети предлагается франшиза бренда со стартовыми инвестициями от 7 млн рублей и сроком окупаемости 18 месяцев. По бизнес–модели для месячного оборота от 10 до 11 млн рублей требуется реализовывать товара на 350 тыс. рублей ежедневно. Наценка на конфеты составляет 200–300%, чистая прибыль — от 4 млн рублей.
По сегменту восточных сладостей — в уже упомянутой Elite LoQum за 100 г рахат–лукума и щербета просили 250 рублей, тогда как в опте заметен разброс от 700 рублей до 2 тыс. за килограмм. Если верить открытым данным, магазин восточных сладостей может приносить владельцу 300–500 тыс. рублей чистой прибыли в месяц. Необходимо 70 покупателей с чеком от 800 рублей в день. Что характерно, у этого товара наценка составляет всего 80%.
Важная статья расходов для бизнеса — аренда помещения. Согласно отчёту Colliers, в IV квартале 2021–го средняя ставка коммерческих помещений на Невском проспекте составляла 8,9 тыс. рублей за 1 м2, тогда как Старо–Невский более доступен, там помещение можно занять по стоимости в среднем 3 тыс. рублей за 1 м2. Что характерно, вышеупомянутая сеть Elite LoQum частично сосредоточилась именно в этой части главной городской артерии. Например, магазин на Невском, 151, — согласно "Циан", в этом здании предлагаются помещения от 7 до 27 м2. Если взять самое большое, то в месяц оно обойдётся в сумму порядка 80 тыс. рублей.
В целом рынок сладостей Петербурга ожидают интересные времена. Согласно данным компании "Эвотор", уже в январе 2022 года зефир, пастила, шоколадные конфеты подорожали на 4% в сравнении с декабрём 2021–го. Несомненно, что с развитием кризиса люди будут внимательнее относиться к тратам и скорее побегут за гречкой и солью, чем за желейными мишками на развес.