Отельеры и игроки туристического бизнеса в Петербурге пожаловались на отток зарубежных туристов, вызванных санкциями со стороны западных стран. По словам участников рынка, количество гостей по сравнению в мартом 2021 года сократилось в два раза, а реальная загрузка номерного фонда составляет не более 25% от общего числа номеров.
На сегодняшний день гостиничный бизнес возлагает большую надежду на российских туристов. При этом на данный момент ситуация оставляет желать лучшего: как отмечает владелец и генеральный менеджер отеля "Гельвеция" Юнис Теймурханлы, если в прошлом году плановая загрузка городских отелей в период выходных достигала 100%, то сейчас колеблется в районе 20–30%.
“
"Обычно, когда идёт череда выходных, загрузки составляют до 100 процентов. В этом году в мартовские выходные загрузка была 46%", — рассказал Теймурханлы в беседе с изданием "Фонтанка".
Из-за напряжённой геополитической обстановки у отельеров нет понимания по брони как на период весенних каникул у школьников, так и на время майских праздников. Заметно сократилось и количество путешественников, массово приезжавших в Северную столицу в сезон белых ночей: если раньше номера бронировались на 2 недели вперёд, то сейчас потенциальных туристов можно пересчитать по пальцам.
“
"За свой 27-летний отельный опыт я никогда не видел такого короткого плеча бронирования — оно составляет 1–2, максимум 3 дня. Когда плечо бронирования составляло неделю, мы считали, что это очень коротко, это низкий сезон и это вообще безобразие", — отмечает генеральный директор отеля "Введенский".
Едва ли не единственным источником дохода для гостиничного бизнеса стали россияне, приезжающие в Петербург по работе. Хозяйка мини-отеля Ruann Decar Анна Руденко обратила внимание, что не знает ни одного отеля в городе, который не терпит убытков. Речи о том, чтобы заработать дополнительные средства в кругу отельеров и вовсе не идёт.
Как сообщал "ДП" ранее, одной из самых больших проблем для гостиничной сферы стала приостановка сотрудничества с зарубежными сервисами Airbnb и Booking.com. Последний обеспечивал петербургским отелям до 50% бронирований, однако теперь приходится делать ставку на альтернативные площадки и прямые продажи, что в том числе означает возросшие затраты на рекламу.
Непростые времена настали и для гостиниц среднего сегмента. Большинство отельеров пугает предстоящий рост инфляции и безработицы, о чём во время недавнего совещания о мерах социально-экономической поддержки субъектов РФ говорил президент России Владимир Путин.
“
"Сезон мы как-то проживём. А к следующему году туристы нашего класса не смогут позволить себе путешествия, это будет самая печальная история. Свою устойчивость я оценю на троечку по пятибалльной шкале, — призналась генеральный директор гостиницы "Адмиралтейская" Ольга Киселёва. — Сейчас мы нацелены на сохранение бизнеса. Ещё какое-нибудь повышение цен или стоимости коммунальных услуг, и наша устойчивость пошатнётся".
Основную ставку гостиничный бизнес делает на туристов из Азии, для которых обусловленные девальвацией рубля низкие цены станут безусловным преимуществом. При этом оценить их количество отельеры пока не решаются — говорить о приезде граждан Китая можно будет говорить только после того, как в России отрегулируют авиасообщение, которое ограничили на фоне спецоперации на Украине.В то же время поднимать цены на свои услуги в ближайшие три месяца петербургские гостиницы не планируют. По их оценкам в высокий летний сезон рост цен составит не более 15–20%.
Во время недавнего совещания с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Петербурге Александром Абросимовым представители гостиничной отрасли рассказали, какие меры поддержки были бы актуальны в сложившейся ситуации. После подготовки аппарат бизнес-омбудсмена направит пакет предложений Борису Титову — уполномоченному по защите прав предпринимателей при президенте РФ. По заверению Абросимова, аналогичный документ разрабатывается и на региональном уровне.