Петербург остаётся крайне консервативным городом. Жители предпочитают те районы, где они выросли.
В прошлом году в Северной столице введено в эксплуатацию почти 3,5 млн м2 жилья. Больше всего квадратных метров уже традиционно застройщики сдали в Приморском районе — 114 домов общей площадью 732,1 тыс. м2. На втором месте — Московский район с 613,2 тыс. м2 (52 дома на 13,8 тыс. квартир). Замыкает тройку лидеров Выборгский район, в котором введены 425,2 тыс. м2, или 182 жилых здания на 8,2 тыс. квартир. Высокие показатели по вводу у Невского и Красносельского районов — около 350 тыс. м2 у каждого.
Свободное место пусто не бывает
Данная пятёрка лидеров держит свои позиции уже последние 10 лет. "Обусловлено это просто — в этих районах были свободные площади (чаще всего бывшие земли сельхозназначения), которые девелоперы активно осваивали", — рассказывает Андрей Вересов, исполнительный директор группы "Аквилон". Так, в Приморском районе это земли совхоза "Пригородный", на которых за последние годы построено более 10 млн м2 жилья. В Выборгском драйвером выступает проект "Северная долина".
Невский и Московский районы активно развиваются за счёт редевелопмента промзон. "В Невском районе это площадки вдоль Октябрьской набережной, в Московском — редевелопмент комбината “Самсон”, Кубинская улица, территория бывших теплиц комбината “Цветы”. В Приморском районе — также проекты редевелопмента. В первую очередь — территории около Чёрной речки и “Приморский квартал” на месте овощебазы", — говорит Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости группы ЦДС.
Не уеду с Васильевского
То, в каком районе города покупать квартиру, важно не менее чем для половины будущих новосёлов, говорится в исследовании консалтингового центра "Петербургская недвижимость". Впрочем, есть и чисто петербургская фишка: в первую очередь покупатель смотрит жильё в той локации, к которой привык. Уроженцы Васильевского острова предпочитают жить на Васильевском, жители северной части города — на севере, а юга — на юге.
Васильевский остров — наиболее характерный пример, он истинно петербургский, говорят участники рынка. И населяют его в большей степени коренные петербуржцы. Поэтому большинство василеостровцев, улучшающих свои жилищные условия, выбирают квартиры в строящихся домах именно на Васильевском. Другие локации их просто не интересуют.
В иных исторических районах доля потенциальных покупателей, которые интересуются жильём внутри своей локации, ещё выше. Например, в Центральном и Петроградском. Однако там представлено дорогое жильё, поэтому далеко не все жители могут позволить себе купить квартиру в новом доме в любимом месте. К сожалению, жителю коммуналки в центре практически невозможно отыскать для себя что–то приемлемое на первичном рынке в своей локации.
Привычным в среде специалистов по недвижимости стал и антагонизм адептов севера и юга города. Не менее половины "аборигенов" северных районов — Выборгского и Приморского — не хотят селиться, например, в Красносельском. Они искренне удивляются, как вообще там могут жить люди. И наоборот.
Новый центр и старые окраины
Как говорят девелоперы, сейчас на рынке строящегося жилья Петербурга есть два основных тренда, которые будут определять градостроительную ситуацию на ближайшие годы.
Первый связан с освоением новых модных локаций на месте бывших промзон. Это создание "нового центра". Также остаётся популярным Приморский район, за последние годы повысился интерес к южной части города в прибрежной линии (район "Балтийской жемчужины"). Также популярны новые локации в условных пригородных районах (даже если формально они входят в черту города), например район Пулковских высот, Новосаратовка. Эти территории более доступны с точки зрения бюджета покупки.
Конечно, местоположение жилого комплекса — один из важнейших факторов, влияющих на выбор объекта недвижимости. "Если говорить о локации, то тут у каждого свои предпочтения, — отмечает директор по развитию компании Л1 Надежда Калашникова. — Одни выбирают привычный для себя район, где всё знакомо. Другим важна близость к месту работы. Третьим — возможность быстро выбраться за город в определённом направлении, например на дачу. Говорить, что какой–то район лучше, а какой–то хуже, будет неверным. Важно другое: чтобы рядом с новостройкой была необходимая для жизни социальная и торговая инфраструктура, а также было налажено транспортное сообщение. В идеале это метро: недвижимость в пешей доступности от подземки всегда стоит дороже".
Также плюсом является близость выездов на КАД, наличие крупных магистралей, развитая сеть наземного общественного транспорта, добавляет эксперт.
“
Для девелопера, развивающего новую городскую локацию, ранее не предназначенную для жилой застройки, важно раскрыть её потенциал и создать совершенно иное качество жилой среды. Это новая рыночная ценность, которая появилась с "расшивкой" серого пояса и бывших промзон. Требуется время, чтобы научить потребителя видеть преимущества этих локаций, перспективы их развития, хотя радует, что с каждым годом таких покупателей становится всё больше. Многие боятся приобретать жильё на новых территориях, которые только–только начали осваивать девелоперы, так как на первом этапе всегда присутствует страх между несовпадением обещаний и реальности. Также пугает перспектива жить как минимум несколько лет в окружении активной застройки. В таких локациях сложнее всего девелоперам–первопроходцам. Для потребителя же это возможность "зайти" в отличную локацию на более доступных условиях в начале её освоения, так как потом цены на жильё там значительно вырастут.
Всеволод Глазунов
директор по маркетингу Legenda
“
Объёмы строительства зависят от наличия свободных участков. Но район часто бывает неоднородным. Ярким примером является Приморский район. Там есть Чёрная речка с её аристократизмом, добротными малоэтажными сталинками, и здесь застройщики возводят кварталы бизнес–класса. Есть Каменка — модная, современная, больше молодёжная. Здесь в основном сосредоточены новостройки в сегменте комфорт. Есть Коломяги — зона малоэтажной застройки. Строительство здесь практически не ведётся, и локация пока сохраняет свою структуру. Есть и Северо–Приморская часть — там проекты в сегменте комфорт+. Большое влияние оказывает "Лахта Центр" и парк 300–летия Петербурга. А ещё есть локация в районе станции метро "Пионерская" — шумная, загруженная транспортом. Здесь также возводятся проекты в сегменте комфорт, их основное преимущество — близость станции метрополитена.
Ольга Ульянова
Директор по маркетингу "Полис групп"
“
Наибольший объём жилья строится во Всеволожском районе Ленобласти и Приморском районе города. Если отталкиваться от количества возводимых там "квадратов", совокупная доля этих двух районов в агломерации — 34%. Выборгский, Московский, Невский и Красногвардейский районы занимают долю по 7–8% каждый, остальные — в пределах 6%.
Ольга Трошева
руководитель консалтингового центра "Петербургская недвижимость"