Начавшаяся ещё до украинских событий реформа местного самоуправления идёт своим ходом. Что плохого она несёт регионам?
Законопроект "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", известный как проект Клишаса — Крашенинникова по имени его авторов, был внесён в Думу 16 декабря прошлого года и принят в первом чтении 25 января. Время подачи поправок — до 20 мая. Формально мотивация его появления состоит в том, что после изменения Конституции в стране появилось понятие "система публичной власти". Никто толком не знает, что это такое, но как предлог для ужесточения контроля над системой МСУ он сгодился.
Петербурга, как и других городов — субъектов РФ, эти изменения касаются в меньшей степени, так как система местного самоуправления здесь изначально создавалась как беспомощная фикция. А для остальных регионов, где города и посёлки реально управлялись муниципалитетами, изменения имеют принципиальный характер.
Один из двух
Согласно законопроекту, количество муниципалитетов в России сократится как минимум вдвое, а главы регионов получат право назначать и отстранять мэров (назначать, если никто из кандидатов не набрал необходимое количество голосов, а отстранять, в частности, за "систематическое недостижение показателей эффективности деятельности").
Читайте также:
Политика
Смольный начал атаку на муниципальных депутатов
Предполагается, что система местного самоуправления станет одноуровневой: городские и сельские поселения авторы законопроекта задумали упразднить и вместо восьми видов муниципальных образований оставить всего три. (Сейчас в России двухуровневая система МСУ: высший — городские округа и муниципальные районы, и низший — городские и сельские поселения.) Речь идёт не о ликвидации муниципалитетов, а об их объединении, поясняют инициаторы реформы: Павел Крашенинников прямо предложил называть предстоящие преобразования "оптимизацией". "Оптимизация" в российских регионах — слово эмоционально окрашенное. Последние годы под таким флагом идёт сокращение числа социальных объектов, особенно в малонаселённых посёлках и городках.
Авторы законопроекта также поспешили успокоить сограждан, что сокращения чиновничьего аппарата не произойдёт. Уменьшится только количество народных избранников, представляющих интересы местного населения в органах власти. Ведь в населённых пунктах останутся территориальные подразделения вышестоящих органов власти.
Назад на 150 лет
Например, в Ленинградской области один городской округ, 17 районов, 187 городских и сельских поселений, где действуют 2125 муниципальных депутатов. На 187 глав поселений приходится столько же глав администраций. Реформа обнулит полномочия более 2 тыс. человек. По новым правилам на той же территории будет избрано всего 360–400 депутатов, а также избрано или назначено примерно 20 глав администраций.
И всё это ради экономии средств, а также чтобы привести отечественный закон о местном самоуправлении в соответствие с обновлённой Конституцией РФ. Хотя сельские депутаты обычно занимаются местным самоуправлением бесплатно, а сам законопроект Клишаса — Крашенинникова, по мнению депутата Государственной думы от фракции КПРФ Михаила Матвеева, ставит ребром вопрос, кто же тогда является источником власти в России ("народ или вышестоящий чиновник"), если главами муниципальных образований станут назначенцы сверху.
"Россия так никогда не управлялась со времён реформ Александра II. Фактически у нас теперь будет меньше местного самоуправления, чем 150 лет назад!" — говорила с думской трибуны депутат Оксана Дмитриева.