Дефицит бумаги может затянуться на несколько лет, если отрасль срочно не решит проблему с химикатами для отбеливания. Эксперты прогнозируют, что цены ещё не раз обновят нынешние рекорды.
После остановки работы Светогорского целлюлозно–бумажного комбината (ЦБК), производителя самой покупаемой бумаги для принтеров SvetoCopy, цены выросли в несколько раз. Из–за санкций завод перестал получать от финских производителей реагенты, необходимые для отбеливания целлюлозы. Компания Kemira с оборотом 2,7 млрд евро в 2021 году поставляла на российские ЦБК хлорат натрия. В России его тоже производят, однако отечественных мощностей не хватит на всех, говорят участники рынка.
Впрочем, 21 марта в Минпромторге заявили: дефицита офисной бумаги не будет, проблема с нехваткой решится в течение недели, а потенциала российских производителей достаточно, чтобы обеспечить внутренний рынок.
В Светогорске всё спокойно
В экономическом блоке правительства Ленинградской области "ДП" подтвердили, что совместно с компанией "Сильвамо Корпорейшен Рус", владеющей Светогорским ЦБК, прорабатывают возможности поставок сырья от российских производителей.
"Сегодня предприятие в Светогорске продолжает работу. Компанией уже разработана новая линейка продукции, которая включает в себя различные сорта и виды небелёной офисной и офсетной бумаги, картона. Сейчас эта продукция проходит тестовые и лабораторные испытания, налажен выпуск для её апробации клиентами", — рассказали в пресс–службе комитета экономического развития и инвестиционной деятельности региона. Предприятие не уведомляло власти о приостановке деятельности или сокращении персонала.
В пресс–службе Светогорского ЦБК "ДП" рассказали, что разработали и уже начали выпускать новую линейку продукции, которая получила приставку ECO. "Столкнувшись со сложностями в поставке импортируемых химикатов, компания не останавливала производственный цикл и практически за неделю разработала и подготовила к запуску новую линейку продукции. Она включает в себя различные сорта и виды небелёной офисной и офсетной бумаги, картона, ХТММ (химико–термомеханической массы). На текущий момент вся продукция проходит тестовые и лабораторные испытания, а также отгружается клиентам для получения обратной связи", — сообщили на предприятии. Там добавили, что продолжают искать альтернативные источники химикатов.
Тем временем ретейлеры подтверждают резкий рывок цен. "Из–за остановки производств стоки дистрибьюторов сократились, а средняя розничная цена упаковки печатной бумаги достигла 1200–1500 рублей", — сообщили в пресс–службе Ozon. При этом в компании заверили, что запас товара есть.
Со сложностями импорта химикатов и других материалов столкнулись и другие производители. Глава Коми Владимир Уйба 21 марта сообщил, что созданный в республике логистический центр наладил процесс поставок химикатов на АО "Монди Сыктывкарский ЛПК". В противном случае пришлось бы снижать объёмы производства либо останавливать предприятие.
Архангельский ЦБК и его дочерняя "Архбум тиссью групп" предложили на госуровне поддержать разработку и выпуск российских химических реагентов для производства бумаги.
Особая химия
Кандидат экономических наук, доцент Высшей инженерно–экономической школы СПбПУ Анги Схведиани указывает, что технологически производство хлората натрия несложно. Проблема скорее в структуре рынка. "Ранее производимый в России хлорид натрия (основной компонент для изготовления поваренной соли), как и другие виды сырья, отправляли на экспорт. За рубежом сырьё перерабатывали в товары промежуточного потребления — в нашем случае в хлорат натрия. Далее этот реагент уже импортировали отечественные ЦБК для выпуска офисной бумаги. Организация производства на территории России привела бы к необходимости конкурировать с мировыми поставщиками реагентов за рынки сбыта с целью поддержания оборотов, необходимых для получения прибыли", — поясняет он.
По оценке эксперта, сроки разрешения ситуации будут зависеть от способности отечественных производителей наладить цепи поставок.
Эксперты, с которыми пообщался "ДП", отмечают, что проблема с нехваткой химических реагентов — действительно временная. Но она не решится минимум до конца года, а может вообще затянуться на несколько лет. Адаптация к новой реальности потребует инвестиций от производителей, говорит генеральный директор ООО "Национальное лесное агентство развития и инвестиций" Виталий Липский. Несмотря на заявления о том, что отечественные изготовители бумаги полностью закрывают нужды рынка, заводам работа на потребителя внутри страны малоинтересна, добавляет он.
"Основной канал их сбыта — внешние рынки. Номенклатура у предприятий большая, значимая часть товара идёт на экспорт, а из–за девальвации рубля это становится ещё выгоднее. Например, предприятия группы “Илим” на востоке страны давно ориентируются на Китай. В числе других импортёров — Европа, Африка, арабские страны. К тому же у многих игроков рынка есть доля западного капитала", — отмечает Липский. В качестве примера он приводит компанию Mondi (АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" — производитель бумаги "Снегурочка").