Компании–мейджоры одна за другой приостанавливают свою деятельность в России. В числе первых об этом объявила Universal. Её примеру последовали Sony Pictures и Paramount. Что же покажут в отечественных кинотеатрах?
Приостановка работы крупных дистрибьюторов означает прежде всего, что из прокатной сетки ушли и ещё уйдут блокбастеры, на которые рассчитывали кинотеатры и которые ждали зрители. Так, например, мы уже не дождались "Бэтмена", не дождёмся "Затерянного города", "Белфаста", продолжений "Фантастических тварей" и "Мира юрского периода". Не исключено, что та же участь постигнет кинокомикс "Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия" и ещё какое–то количество давно ожидаемых фильмов. Сохраняется надежда на некрупные прокатные компании, которые продолжают выпускать релизы зарубежного кино — как современного, так и прошлых лет. Однако вряд ли кто–то из них рассчитывает, что освободившаяся многомиллионная аудитория немедленно перестроится и начнёт ходить на фильмы, предполагающие достаточный опыт просмотра, — скажем, фестивальные.
То же самое касается и ререлизов. Компания "Иноекино", которая первой начала продвигать эту идею, несколько лет кропотливо собирала, формировала и воспитывала свою аудиторию. На данный момент её деятельность под большим вопросом: например, правообладатели заблокировали повторный прокат "Криминального чтива", которое собирались выпустить 31 марта. Договорённости и контракты по другим фильмам также поставлены на паузу. Сколь долгой она окажется, на данный момент вряд ли удастся спрогнозировать. Сможет ли кто–то из конкурентов воспользоваться открывшейся возможностью — тоже вопрос, поскольку во всех случаях краеугольной окажется покупка прав.
Из потенциальных хитов, которые выйдут в ближайшие пару месяцев, можно назвать боевик "Всё везде и сразу" ("Вольга"), драматический триллер "Волк" ("Артхаус"), военную картину "Операция "Мясной фарш" ("Парадиз"), отечественную драму "Оторви и выбрось" ("ПРОвзгляд"). Но как показывает практика, неожиданно может выстрелить и кто–то из тёмных лошадок, как уже случалось не раз.
Игра вдолгую
В ответ на заявления крупных дистрибьюторов реакция российских чиновников выглядит не как продуманные и грамотные действия, предполагающие понимание того, как выстраивается прокат и маркетинг фильмов, а как беспорядочные, импульсивные движения загнанного в угол человека. Сперва появилась информация о скором перевыпуске кинокартин Алексея Балабанова, отечественных прокатных хитов. Дальше замаячила перспектива ререлизов фильмов Карена Шахназарова, советских лидеров проката, а также индийских, южнокорейских и китайских фильмов.
Южнокорейский кинематограф давно уже занимает лидирующие позиции не только в азиатском регионе: триумф "Паразитов" на церемонии премии "Оскар" 2020 года этот факт только подтвердил. В России у него есть своя преданная аудитория, которая смотрит это кино не только на больших экранах, но и на онлайн–платформах, предлагающих больший спектр релизов. Шансы этого кино в российском прокате выглядят самыми оптимистичными, и это уже подтверждается конкретными шагами: в апреле Музейный кинотеатр Третьяковской галереи организует цикл показов современных южнокорейских фильмов.
Китайская киноиндустрия предпочитает работать на внутренний рынок, где все фильмы, к слову, проходят чрезвычайно жёсткую цензуру. С 2018 года в российский прокат было выпущено немногим более двух десятков оригинальных китайских кинолент. Их успех в России неочевиден, один из блокбастеров — военная историческая драма "Восемь сотен", заработавшая на родине $366 млн, — в России собрал лишь 11 304 зрителя, которые принесли 3 649 762 рубля (по данным "Бюллетеня кинопрокатчика"). Ещё сложнее ситуация с индийским кинематографом: у старшего и среднего поколения он продолжает стойко ассоциироваться с надрывными мелодрамами и незатейливыми боевиками вроде "Легенды о любви" и "Танцора диско", а молодое поколение попросту не в курсе современного положения его дел. Но, чтобы привлечь массовую аудиторию, о которой так грезят российские чиновники от культуры, работу по продвижению данных кинематографов, и не только их, следовало начинать несколько лет назад, не ограничиваясь одинокими, спорадическими релизами, днями национального кино и ретроспективами, проходящими раз в год.
Вместо "Бэтмена"
Особые надежды явно возлагаются на отечественные фильмы — причём как советского времени, так и снятые в последующие три десятилетия.
Каких конкретно лидеров советского кинопроката собираются перевыпустить — пока неизвестно. Начать можно с "Пиратов ХХ века" (1981) — абсолютного рекордсмена отечественного кинопрома, в год выхода собравшего 87,6 млн зрителей при тираже 1244 копии. В пакете имени Алексея Балабанова заявлены дилогия про Данилу Багрова, а также "Жмурки", "Про уродов и людей", "Морфий", "Мне не больно", "Кочегар", но отчего–то отсутствуют резонансный "Груз 200" и "Война". Менеджеры киностудии "Мосфильм" предложили свой пакет для поддержания реноме отечественного кино, в котором преобладают кинокартины Андрея Тарковского и директора киностудии Карена Шахназарова. В 2012 году "Белый тигр" собрал 101 115 400 рублей, в то время как кинокомикс "Мстители" — в 10 раз больше. "Зеркало", перевыпускавшееся 2 года назад, собрало 1 866 579 рублей, или $29 395 (всё — по данным "Бюллетеня кинопрокатчика").
Маловероятно, что ситуацию удастся выправить с помощью недавних "Движения вверх" (кассовые сборы на 31.12.2020 — 3,04 млрд рублей), "Холопа" (кассовые сборы на 31.08.2020 — 3,2 млрд) и "Бати" (кассовые сборы на 14.11.2021 — 532 млн), хотя бы потому, что вряд ли кто–то из зрителей успел соскучиться по этим фильмам с момента их не такого уж давнего выхода.
Не стоит скидывать со счетов и возможное раздражение, которое наверняка испытывают те, кто ждал новые и по–настоящему увлекательные киноистории с участием мировых суперзвёзд, а вместо них получает повторную дозу спортивного ретропатриотизма, репрессивный мануал по перевоспитанию зарвавшегося мажора и ностальгически–поколенческую историю про девяностые, эксплуатирующую известные штампы и ситуации отцовско–сыновних отношений.
Отечественный кинопрокат, разумеется, не закончится в одночасье, и попытки его спасти наверняка будут предприниматься и дальше. Но меры, предлагаемые сейчас, способны загнать его туда, откуда выбираться придётся довольно долго и болезненно. Поезд же мирового массового кино между тем уходит от нас быстрее, чем кто–либо мог предположить даже пару недель назад.