Слухи об уходе с российского рынка инъекционной косметологии зарубежных производителей вынудили владельцев клиник спешно делать закупки впрок. Клиенты выстраиваются в очередь, чтобы сделать внеплановую инъекцию. Однако, как выяснил "ДП", серьёзных оснований для паники пока нет. Цены, конечно, вырастут, но рынок не умрёт.
Не все ушли
На сегодняшний день о приостановке поставок в Россию заявили только две компании: официальный дистрибьютор препарата Botox американская биофармакологическая компания AbbVie и французская Allergan, которой, по данным консалтинговой группы "Текарт", принадлежало 46% российского рынка инъекционных имплантатов (филеров). Однако, по словам Майи Парфёновой, заведующей отделением дерматовенерологии и косметологии Международного медицинского центра "СОГАЗ", большинство зарубежных партнёров продолжают работать в России.
На российском рынке инъекционной косметологии остаётся международная компания Merz Aesthetics, поставляющая филеры Belotero, Radiesse и ботулотоксин "Ксеомин". Продолжают работать компании из Франции, в частности Ipsen, производящая препараты Dysport и Sanofi–Aventis (филер Sculptra). Также пока не спешат с заявлениями об уходе швейцарская Teoxane Labratories (гиалуроновые филеры Teosyal), итальянские лаборатории Regenyal Laboratories (биореволюметрик regenyal idea) и Professional Dietetics (биоревитализация Jalupro) и многие другие европейские производители.
"На сегодняшний день в наличии в России имеются все виды препаратов для инъекционной косметологии, поставки выполняются, хотя и с задержкой из–за логистических проблем", — утверждает Антон Шпырный, пластический хирург Центра эстетической медицины NIC Health&Beauty.
Не импортом единым
Марина Касумова, управляющая ГК "Меди", подчёркивает, что ситуация очень динамична и меняется каждый день. Понимая это, клиники эстетической медицины под завязку забивают свои склады. ""На данный момент в “Меди” созданы запасы импортных препаратов и материалов, которые позволяют нам оказывать косметологические услуги без потери качества", — рассказывает Касумова.
В пресс–службе "СМ–Клиника в Санкт–Петербурге" также сообщили, что в холдинге сформирован достаточный запас. Доля импортных препаратов для инъекционной косметологии в среднем составляет более 70%. Однако, по словам экспертов "СМ–Клиника", далеко не все они произведены в США и Европе. Сегодня на рынке представлено множество достойных аналогов от производителей из Восточной Азии.
"Южная Корея и Китай готовы делать поставки препаратов для инъекционной косметологии, — подтверждает Антон Шпырный. — Сертифицированные азиатские препараты имеют высокое качество и заменят европейские аналоги, если в этом будет необходимость". Уже сейчас в сегменте биоревитализантов наибольшей популярностью на российском рынке пользуются препараты корейского производства. В частности, Meso–Wharton P199 (BNC Korea) и Aquashine (Caregen), которые занимают около 30% рынка.
Кроме того, в качестве альтернативы эксперты рассматривают и вполне конкурентоспособные препараты российского производства, которые уже не первый год используются на рынке. "В нашей стране есть заводы по производству филеров. Хотя изготавливаются эти препараты действительно в основном из импортного сырья, его запасов у производителей, по имеющейся информации, достаточно для того, чтобы продолжать работу. Поэтому необходимости в экстренном порядке переориентироваться, например, на корейских производителей сейчас нет", — комментирует Майя Парфёнова.
Антон Шпырный также убеждён, что импортозамещение однозначно возможно. "В России производятся очень достойные препараты. Например, “Релатокс”, который присутствует на рынке с 2014 года, может заменить импортный Botox, отлично справляются со своими задачами и российские препараты для биоревитализации Revi и Hyalrepair", — считает Антон Шпырный. Что касается филеров, то, по данным "Текарт", российская продукция занимает незначительную долю в общей легальной реализации этого вида препаратов. Однако темпы прироста сегмента превышают общеотраслевые и составляют от 10 до 15% ежегодно.
Цены не сдержать
По мнению экспертов, сегодняшний ажиотаж на рынке инъекционной косметологии возник скорее не из–за возможного запрета на поставки, а из–за опасения значительного повышения стоимости препаратов, вызванного проблемами с логистикой и колебаниями котировок евро и доллара. "Уже сейчас мы наблюдаем выраженный рост цен у наших поставщиков, который составляет от 20 до 300% на разные позиции", — рассказывает Марина Касумова. По мнению Антона Шпырного, совершенно очевидно, что в связи с усложнением логистических цепочек цены будут расти и в дальнейшем.
"Рост цен на препараты и расходные материалы неизбежно приведёт к повышению стоимости услуг отечественных клиник, — подтверждают в пресс–службе “СМ–Клиника”. — Себестоимость услуг растёт, а значит единственный выход для клиник — пересматривать цены на процедуры".
Однако Майя Парфёнова убеждена, что даже в условиях роста курсов валют и усложнения логистики повышение цен не может быть кардинальным. "Если стоимость каких–то препаратов вырастает в разы — это, скорее всего, будет объясняться спекулятивными действиями недобросовестных дистрибьюторов", — считает эксперт.
По мнению экспертов "СМ–Клиника", в сложившейся ситуации в более выигрышном положении оказались крупные игроки рынка.
"Например, у нас есть ресурсы для сдерживания цен. Прежде всего за счёт сокращения маржинальности — разницы между себестоимостью и конечной стоимостью услуги", — говорят в компании.
В любом случае клиентам индустрии красоты не стоит сейчас пытаться "запрыгнуть в последний вагон", успев сделать какую–то инъекцию, которая завтра может оказаться недоступной, считает Майя Парфёнова.
"В сегодняшней ситуации важно понимать два обстоятельства. Во–первых, в продуктовых линейках всех производителей представлены филеры и другие препараты. Безусловно, они немного отличаются по своим свойствам, длительности действия и т. д., но в основном выбор того или иного бренда определяется опытом и предпочтениями конкретного врача. Поэтому даже при уходе каких–то компаний с российского рынка их продукции всегда можно найти замену. Сейчас врачи будут более гибко относиться к комбинированию методик и препаратов и всё равно так или иначе решать поставленную перед ними задачу. Во–вторых, инъекции — это лишь 35–40% того, что делают врачи–косметологи. Мы всегда сочетаем их с пилингами, уходовыми и аппаратными процедурами", — поясняет эксперт.
По расчётам экспертов, уже к осени российский рынок сможет адаптироваться к новым условиям, решить проблемы с поставками и стабилизировать уровень цен.