Финский концерн Fazer меняет название дочерней компании с "Фацер" на "Хлебный дом", чтобы продолжить работу в России. Компания "отвязывает" бизнес от возможных санкций, предполагают эксперты.
Ранее Fazer прекратил импорт шоколада и конфет из Финляндии (речь о таких брендах, как Karl Fazer, Dumle и Geishа). Потом с сайта концерна исчезла информация о российском подразделении. По оценкам самой компании, в 2021 году чистая выручка от продаж в России составила около 157 млн евро, или 13% от выручки группы.
"Хлебный дом", созданный на базе активов хлебозавода Московского района, — первая компания, которую Fazer купил в России ещё в 1990–х годах. Так что в некотором смысле концерн возвращается к истокам. Хотя на данный момент у Fazer в России четыре производственные площадки — "Смоленская", "Муринская" и "Нева" в Петербурге, а также "Звёздная" в Москве. На четырёх предприятиях работают более 2300 сотрудников.
Активы контролирует ООО "Фацер", выручка которого в 2021 году выросла до 14 млрд рублей (с 13 млрд в 2020–м), при этом чистая прибыль сократилась до 177 млн рублей по сравнению с 384 млн годом ранее. Как предполагают в компании, виды хлеба из продуктовых линеек "Энергия здоровья" и "Бурже" останутся на рынке и станут самостоятельными брендами, так же как и замороженная хлебобулочная продукция.
Все четыре завода работают в бесперебойном режиме. В российском представительстве "ДП" сообщили, что группа Fazer новым заявлением подтвердила намерение передать право собственности на российское подразделение новому оператору. Там добавили, что не располагают информацией о потенциальном собственнике. И уточнили, что в настоящий момент идёт подготовка к смене наименования ООО "Фацер" на ООО "Хлебный дом".
Ряд иностранных компаний заявили об уходе с российского рынка, однако большинство из них лишь приостановили деятельность или же поменяли бренд–архитектуру, как в случае с Fazer, что говорит о желании в дальнейшем продолжить работу в России, полагает Дмитрий Чтецов, директор по развитию R&D–центра пищевой промышленности. "Компании ожидают улучшения условий экономической деятельности — конкретных мер и мероприятий, которые позволят бизнесу осуществлять деятельность в России, учитывая санкции. Именно поэтому уже в ближайшее время мы увидим соответствующие юридические и договорные изменения по “отвязыванию” бизнеса от возможных санкционных действий", — резюмирует он.
Если выход из капитала ООО "Фацер" и произойдёт, то и он может оказаться временным — например, путём передачи управления местному партнёру или менеджменту, заключения договора о доверительном управлении или договора купли–продажи с условием об обратном выкупе, перечисляет Илья Кавинский, партнёр юридической фирмы Ru.Courts.
"Какую из этих опций предпочтут иностранные компании, сказать сложно. Изменение акционерного соглашения является простым путём, однако не у всех иностранных инвесторов был партнёр из России. Например, ООО “Фацер” — 100%–ная дочка иностранной Fazer Bakeries B. V., и в этом случае предпочтительным вариантом может стать продажа части доли менеджменту и заключение акционерного соглашения об управлении", — предполагает Илья Кавинский.