Насколько петербургский фармкластер зависит от экспортных поставок и какие шаги стоит предпринять, чтобы быстро уйти от этой зависимости.
Во время действия строгих ковидных ограничений фарминдустрия города выступала локомотивом городской экономики. Теперь отрасли предстоит новая проверка — жесточайшими санкциями. Представители индустрии считают, что в состоянии справиться и с этим вызовом. Но необходимо решить две главные проблемы развития городских фармпроизводств — несовершенства законодательной базы и отсутствия вспомогательных материалов.
Аптечные полки не опустеют
В концепции промышленной политики Петербурга на период до 2025 года отмечено, что в Петербурге работают семь основных фармпроизводителей: ЗАО "Биокад", ООО "Гротекс", АО "Вертекс", ООО "Герофарм", ООО "НТФФ “Полисан”", ООО "Фармакор продакшн" и АО "Активный компонент". Суммарная выручка этих компаний в 2019 году составила 58,5 млрд рублей, в том числе $100 млн было получено от экспортных поставок продукции. По прогнозам комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга, объём налоговых поступлений в 2021 и 2022 годах должен был составлять 7,1 млрд и 8,7 млрд рублей соответственно.
Число производств будет расти. Уже заявлены два крупных инвестиционных проекта. Компания "Биоген" за 4,6 млрд рублей создаёт производство гормональных препаратов. В свою очередь, "Активный компонент" строит завод по выпуску фармсубстанций, инвестируя 2,7 млрд рублей.
Как рассказал председатель правления Ассоциации фармацевтических производителей Евразийского экономического союза Дмитрий Чагин, в Петербурге производится порядка 17% препаратов из числа жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Всего этот перечень насчитывает свыше 780 наименований.
По словам эксперта, в последние годы фарминдустрия активно развивалась, поэтому не стоит ждать, что полки аптек опустеют. Сейчас на повестке стоит вопрос о дальнейшем развитии отрасли и потенциальной возможности уже через 5 лет получить полностью независимую фармацевтическую индустрию.
"Наши компании производят как оригинальные препараты, так и различные дженерики. Здесь нет проблем. Пока сложности возникают с упаковкой и маркировкой — колбы, картон, фольга и прочие материалы. В большей степени они поставляются из–за рубежа. Конечно, можно найти и использовать отечественную продукцию. Однако в большинстве случаев это потребует внесения изменений в регистрационное удостоверение препарата. Поэтому логично было бы разрешить уведомительный характер внесения изменений в регистрационное удостоверение, а не ждать, когда регулятор это сделает", — говорит Дмитрий Чагин.
Неприятным сюрпризом, по его мнению, может стать сворачивание клинических исследований, которые проводили отечественные лаборатории по заказу западных компаний. Теперь с уходом зарубежных производителей из России объём заказов для местных "исследователей" может сократиться.
Финансы подкачали
Фармацевтика в ряду других оказалась в числе пострадавших от резкого роста банковских ставок.
"Государство субсидирует отрасль под 1–3% для закупки оборудования. Однако, чтобы участвовать в этой программе, нужна банковская гарантия, а её дают уже под 12–13%. В результате многие вынуждены отказываться", — отметил Дмитрий Чагин.
При этом техническое оснащение — это один из важных аспектов развития любого предприятия. Как говорит директор по работе с органами государственной власти компании "Герофарм" Вилена Галкина, несмотря на высокую степень независимости от импорта, компания использует не только отечественные товары и услуги.
"Из–за неравномерного импортозамещения в высокотехнологичных отраслях продолжается закупка зарубежного оборудования для модернизации производственных линий, комплектующих, расходных и упаковочных материалов. Всё это составляет значительную долю в себестоимости лекарственных препаратов", — говорит Вилена Галкина.
Дополнительная проблема возникла из–за колебания курса рубля. "Когда резко выросла курсовая разница, неизбежно увеличилась и себестоимость препаратов. В этой связи многие производители, и “Герофарм” в их числе, отмечают необходимость со стороны государства переиндексации цен на препараты входящих в группу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Сегодня это первоочередная мера, необходимая для того, чтобы пациенты смогли и дальше получать лекарства в привычных для себя формах", — добавила Вилена Галкина.
Долгие процедуры
Говоря о фарминдустрии, невозможно обойти вниманием и производителей медицинской техники. По разным оценкам, в Петербурге работает не менее 160 предприятий этой сферы. Большая часть из них — 134 компании — объединена в Кластер медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий.
К началу 2022 года российские производители занимали 28% на отечественном рынке, говорит президент кластера Марина Гирина. По её словам, если остановить импорт медицинского оборудования, местные предприятия сумеют нарастить объёмы вдвое и более. Однако потребуется поменять правила игры. Как и в случае с фармой, производителям медтехники требуется изначально регистрировать новую и модернизированную уже существующую продукцию, а потом производить. На регистрационные процедуры уходили годы, а сейчас в условиях внешних санкций наша система регистрации медицинских изделий работает как дополнительные внутренние санкции. В итоге вместо роста объёмов выпуска мы можем получить закрытие тысяч российских предприятий, говорит Марина Гирина.
"Во всём мире используется заявительная система регистрации медизделий, прозрачная и понятная производителям, — добавляет Марина Гирина. — Этот опыт в срочном порядке необходимо внедрить у нас".
Многие отечественные производители медицинских изделий и медоборудования рассчитывают, что в ближайшее время правительство РФ примет постановление об упрощении системы регистрации медизделий, а именно о максимальном упрощении и снятии всех избыточных ограничений на работу малого и среднего бизнеса в условиях беспрецедентного санкционного давления.
Впрочем, как представители фарминдустрии, так и производители медтехники опасаются, что на места, освободившиеся после ухода западных компаний, придут другие импортёры. Например, Китай без труда закроет потребности в медтехнике, а Индия — в медицинских препаратах. В этом случае местным производителям придётся вновь подбирать крошки большого пирога.