В конце марта агентство Data Insight опубликовало данные ежегодного исследования "Интернет-торговля в России 2021". Из отчёта следует, что был установлен рекорд по количеству онлайн-заказов их количество выросло в 2 раза за 2021 год. По оценке экспертов, объём рынка e-commerce составил 4,1 трлн рублей, что на 52% выше в сравнении с 2020-м.
Исследования также говорят о том, что сегмент интернет-торговли между частными лицами продолжает расти. Ещё один стабильный тренд — увеличение количества продавцов и покупателей, которым интересны сделки вне "домашнего" региона.
Таким образом, сегодня сфера с2с-торговли и оказания услуг всё больше консолидируется на площадках объявлений. Например, Авито в марте заявил о резком росте числа пользователей. Сейчас ежедневно платформу посещают 22 млн человек по всей России. И это не единственный постоянно увеличивающийся показатель. Так, с начала марта 2021 года количество заказов в “Авито Доставке” выросло на 40% по сравнению с февралём, сделок — на 30%. Площадка является мировым лидером в рейтинге популярности по версии сервиса SimilarWeb.
Причем сегодня эта массовая платформа для коммерции ориентирована не только на сегмент с2с, активно развивается инструментарий для b2с. И особое внимание уделено вопросам защиты интересов пользователей. Что вполне оправдано: в более раннем исследовании эксперты Data Insight пришли к выводу, что для потребителя при покупке онлайн важнее удобный способ оплаты и безопасность платежа, чем скидка или бесплатная доставка.
За покупателем и условиями
Расширение возможностей для b2с сегмента является логичным шагом для классифайдов. Площадки в последние годы активно осваивают так называемые селлеры — компании, которые реализуют товары и услуги на интернет-платформах: микро-, малый и средний бизнес, а также крупные игроки, представляющие разные отрасли. Те продукты, которые относят к категории "сложных", раньше не были представлены на сайтах объявлений. Все условности отменились, а вот сервисы стали заметно удобнее как для продаж, так и для построения доверительных отношений с клиентом.
Сегодня покупатель на сайтах частных объявлений получает не просто доступ к тысячам объявлений о продаже нужного ему товара и услуги: технические преимущества крупной платформы обеспечивают для него безопасное совершение сделки. Модерационная команда и системы искусственного интеллекта осуществляют тщательную проверку всех действий на сайте и пресекают подозрительную активность. Бизнес при этом получает не только доступ к аудитории и безопасное проведение сделок. Для более эффективной работы на площадке есть различные инструменты для продвижения продукта и повышения узнаваемости бренда, встроенная аналитика, предусмотрена инфраструктура для доставки заказов.
Сайты частных объявлений и соответствующие приложения постоянно повышают уровень защищённости продавца и покупателя от действий злоумышленников. Например, Авито скрывает все номера частных продавцов на платформе, чтобы защитить их от спама и других нецелевых звонков и сообщений. Вместо них в объявлении указывается специальный защитный номер, который меняется каждые несколько часов. Такая система делает бессмысленной сбор номеров для их последующей переподажи и использования в коммерческих целях. Все объявления на Авито — более 5 миллионов ежедневно,из которых порядка 600 тысяч — новые, — проходят автоматическую модерацию. Если предложение нарушает закон или правила платформы, оно блокируется.
Компания разработала собственную систему значков, которые помогают повысить степень доверия к продавцам на платформе: "Документы проверены", "Компания проверена", "Проверенный партнёр" и другие. Бейдж можно получить после дополнительного анализа размещённой в объявлении информации (детали различаются в зависимости от категории размещения). С недавних пор на Авито в рамках пилотного проекта Минцифры также доступна верификация аккаунтов с помощью портала Госуслуги.
Подобные инструменты являются “зримым” доказательством того, что площадка вкладывает большие ресурсы и средства в разработку решений, нацеленных на повышение уровня безопасности. Однако большинство процедур посетителю сайта не видимы — и при этом они исправно обеспечивают комфорт пребывания и коммуникаций на маркетплейсе. Речь про современные технологии — и прежде всего, системы искусственного интеллекта. Здесь также алгоритмы обновляются в режиме non-stop, следуя актуальной повестке.
Искусственный интеллект позволяет заметить в переписке между продавцом и покупателем подозрительную активность и, например, заблокировать вредоносные ссылки. Именно поэтому лучше настаивать на общении внутри платформы. Как показывает статистика, сегодня самыми распространёнными инструментами преступников являются социальная инженерия и фишинг, когда пользователя убеждают продолжить общение в сторонних мессенджерах, а затем предлагают "подставные" страницы сайтов для оплаты, выманивая персональные данные пользователя. В этом случае платформа уже никак не сможет помочь. Поэтому здесь первое правило — вести диалог об условиях осуществления сделки исключительно в мессенджере на сайте объявлений или в лицензированном приложении.
Данное правило едино для продавца и покупателя. Конечно, следует уделять внимание деталям. А главное — вести спокойный и размеренный диалог, не поддаваться эмоциям, принимать последовательные решения, помнить о простых принципах цифровой гигиены. Тогда уловки злоумышленников не сработают.
Проверить себя
Сложно сломать техническую систему, но легко взломать человека, поэтому Авито уделяет особое внимание информационным кампаниям,направленным на повышение цифровой грамотности.
Вопросам финансовой безопасности уделено много внимания: базовые правила напоминают пользователям на самых посещаемых страницах сайта, в мессенджере, во время звонка в службу поддержки. Компания реализует совместные мероприятия с региональными МВД, ведомствами в органами власти. Это даёт свой результат. По данным Авито, большинство пользователей распознают, когда их пытаются "подловить" — и сообщают об этом в службу безопасности площадки, которая предпринимает необходимые в каждом конкретном случае действия. Итог: за последние два года количество жалоб на обман со стороны продавца снизилось в 10 раз.
Защитить бизнес и интересы покупателя становится проще. Но инструменты постоянно обновляются — сайты объявлений принимают превентивные меры, злоумышленники ищут новые варианты подобраться к “кошельку” пользователя — поэтому здесь важно актуализировать сведения. "ДП" совместно с Авито решили помочь выяснить читателям, все ли нюансы они учитывают для безопасного взаимодействия на онлайн-площадках.