Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализует проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в Арктическом регионе как в России, так и за рубежом.
Оптимизм или пессимизм?
Характеризуя тренды развития Севморпути, глава Минвостокразвития Алексей Чекунков выступил с интересным заявлением. Отметив, что за пятилетний период объём грузопотока на главной заполярной магистрали России увеличился в пять раз (с 7 млн тонн в 2016 году до почти 35 млн тонн в 2021-м), он анонсировал дальнейший кратный рост. "В течение следующих пяти лет ещё в пять раз ожидаем увеличения грузооборота по СМП", — сказал он.
Эксперты в недоумении. Если брать за основу результаты 2021 года, получаем поистине взрывной прогресс: за следующую пятилетку грузопоток должен выйти на 175 млн тонн в год! И это, к сожалению, перебор. При всём желании видеть Севморпуть в качестве транспортной артерии, способной похвастаться подобными показателями, приходится признать, что грузовую базу под такой рост за полдесятилетия не набрать. Да ещё и в условиях международных санкций и курса Европы на отказ от российских энергоносителей.
Но если же речь шла о пятикратном увеличении грузопотока по сравнению с "базой" 2016 года, то дело обстоит вовсе не радужно: получается, в Минвостокразвития ожидают, что к 2026–2027 годам ежегодный объём грузоперевозок на СМП достигнет примерно 70 млн тонн. Что на 10 млн тонн меньше, чем должно перевозиться по тому же СМП уже к 2024 году — как это определено указом президента РФ от 7 мая 2018 года за номером 204.
Читайте также:
Арктика
Арктика за неделю: война за рыбу с США
Так что же всё-таки имел в виду министр?
Арктический космос
В России продолжается создание космических аппаратов, предназначенных для нашей Арктики.
Прежде всего упомянем о проекте Самарского национального исследовательского университета имени Королёва: вуз заявил о создании наноспутника, который будет исследовать ионосферу Земли. Такие исследования особенно актуальны для изучения высокоширотных регионов, для которых характерны ионосферные возмущения. Самарцы надеются получить для своего спутника бесплатное место на ракете-носителе "Роскосмоса" в рамках программы "УниверСат".
В свою очередь, корпорация "Новый космос" анонсировала проектирование радиолокационного спутника "Окулус". Как заявляют в корпорации, речь идёт о первом аппарате в "российской спутниковой группировке для круглосуточного всепогодного мониторинга Северного морского пути и Арктики". Следует отметить, что сам по себе "Новый космос" является продуктом инициативы "Лидеров России" и прямого отношения к аэрокосмической отрасли страны не имеет. Как именно будут взаимодействовать "Окулусы" и, скажем, элементы группировки "Арктика-М", которая также предназначена для мониторинга СМП, в корпорации не уточняют.
"Север-2022"
Петербург — один из крупнейших отечественных центров по изучению Арктики, и Северная столица в очередной раз подтверждает своё реноме. Группа из двенадцати сотрудников Арктического и Антарктического НИИ отправилась на остров Большевик архипелага Северная Земля для участия в сезонной исследовательской экспедиции "Север-2022".
Пункт назначения экспедиции — научно-исследовательский стационар Ледовая база "Мыс Баранова". Основными объектами изучения станут ледники и многочисленные реки и озёра острова. Программа исследований этого сезона предусматривает проведение геоморфологических и палеогеографических работ, а также организацию мониторинга многолетней мерзлоты.
Арктика по-прежнему является одним из наименее изученных макрорегионов мира. Подобные долгосрочные исследовательские проекты позволяют постепенно "закрашивать" белые пятна на карте Заполярья.
Нефтедоллары на ветер
"Газпром нефть" запускает проект по строительству арктической ветряной электростанции. Новая ВЭС расположится в вахтовом посёлке, обслуживающем буровую платформу на шельфовом нефтяном месторождении "Приразломное" в Ненецком автономном округе. Электричество, выработанное станцией, будет использоваться для энергоснабжения жилых и производственных объектов "Приразломного", расположенных на берегу. В дальнейшем компания надеется распространить подобную практику и на другие разрабатываемые ею месторождения.
История с арктической ветрогенерацией в определённой степени является данью "зелёной" моде: запуск ВЭС позволит утверждать, что добыча на первом российском шельфовом проекте стала более "устойчивой", а её "углеродный след" снизился.
Отечественные добывающие компании не забывают о климатической повестке. Санкции — не навсегда, рано или поздно западный рынок вновь откроется для российского нефтегаза. К данному моменту необходимо подойти во всеоружии. То есть, запасшись портфолио "зелёных" проектов, успешно реализованных на углеводородных месторождениях страны.
Арктические петабайты
На Кольской АЭС разместится центр обработки данных "Арктика". В течение нынешнего года будет разработана проектно-сметная документация нового дата-центра, начнётся изготовление его оборудования. Согласно озвученным планам, центр заработает в 2023 году.
Заполярный ЦОД возьмёт на себя решение целого ряда важных задач. Он станет инфраструктурной базой для новых высоконагруженных цифровых платформ и сервисов, необходимых для обеспечения логистики на Севморпути и управления сервисами "умного города" в интересах администрации Мурманска. Кроме того, "Арктика" станет элементом геораспределенной катастрофоустойчивой сети дата-центров и инфраструктурных площадок "Росатома".
О необходимости размещения вычислительных мощностей за Полярным кругом — по примеру наших западных соседей по Арктике — говорится давно. У северных ЦОДов есть огромное преимущество: не надо тратиться на дорогостоящее охлаждение, что позволяет экономить до 40% средств, расходуемых на их содержание. В случае с Кольской АЭС дополнительным бонусом является наличие доступной электроэнергии — благо, и ЦОД, и станция находятся в собственности "Росатома".