Российские суды с каждым годом всё больше внедряют цифровые алгоритмы, а количество электронных обращений неуклонно растёт. Юристы с энтузиазмом принимают новую цифровую реальность, хотя и признают, что живое общение в процессах вряд ли сможет что–то заменить.
К 2024 году "Электронное правосудие" должно перейти к следующему этапу развития — обеспечению полного доступа лиц, участвующих в процессе, к материалам дел арбитражных судов. Функционал планировалось реализовать через интеграцию с суперсервисом "Правосудие онлайн". Одновременно с этим должна заработать биометрическая аутентификация участников судебного процесса, которая даёт право допрашивать онлайн свидетелей и экспертов.
Партнёр компании Orchards Алексей Станкевич указывает, что активные работы идут над возможностью обращения в суды через "Госуслуги". По его словам, это должно облегчить реализацию права на защиту граждан, которым сложно разобраться с большим количеством систем и условиями их работы.
Сервис ГАС "Правосудие" (работает с судами общей юрисдикции), по его мнению, кардинальных изменений не требует. Среди желаемых новшеств эксперт называет возможность автозаполнения реквизитов юридических лиц и органов власти при заполнении форм, как это реализовано в системе "Мой арбитр".
Советник по правовым вопросам юридической группы "Совет" Владислав Журавлёв отмечает, что обслуживание сразу двух практически не взаимосвязанных систем не совсем удобно для администраторов судебной системы, поэтому их пытаются объединить в суперсервисе "Правосудие онлайн". Но из–за разной "клиентоориентированности" систем это пока недостижимая задача.
Владислав Журавлёв сомневается в скором начале работы сервиса. "Сейчас судьба госконтракта, заключённого в ноябре 2021 года, до конца не ясна: цены выросли, внешние санкции не позволяют в должной мере обеспечить реализацию проекта необходимыми технологиями (серверами, устройствами для обработки биометрии и т. д.)", — замечает он.
Председатель Колпинского районного суда Санкт–Петербурга Дмитрий Никулин рассказывает, что сейчас в судах процессуальные документы уже принимаются в электронном виде, работает модуль платформы "Судебный портал", позволяющий организовывать и проводить судебные заседания онлайн с идентификацией через "Госуслуги", а также вести трансляцию процессов в интернете. Исполнительные документы передаются Федеральной службе судебных приставов в электронном виде, как и конвойные поручения — в учреждения Федеральной службы исполнения наказаний.
"Внедряется сервис по оперативному извещению лиц, участвующих в деле, о месте и времени заседания и ознакомлению с судебными документами благодаря электронному документообороту. У судьи будет возможность подписать документ, судебный акт и направить его на электронную почту участникам процесса", — рассказывает судья Никулин.
По его словам, уже сейчас более 60% исковых заявлений поступает в суды в электронном виде, а судьи быстро адаптируются, "особенно к тому, что удобно и сокращает сроки рассмотрения дел". Дмитрий Никулин уверен, что у судебной системы Санкт–Петербурга есть все необходимые технологии для того, чтобы практически полностью перевести судопроизводство в электронную форму.
При переходе в онлайн юристов больше всего беспокоят вопросы безопасности. Алексей Станкевич вспоминает постановление Невьянского горсуда Свердловской области, где говорилось о проведении судебного заседания "путём видеозвонка с использованием мессенджера WhatsApp". По мнению юриста, необходим баланс, когда проведение удобных и практичных онлайн–заседаний будет возможно, а неурегулированности в использовании программ для проведения таких заседаний не будет.
В онлайн–заседаниях не всем хватает и прежних эмоций. "В большей степени недостаточно ощущения личного присутствия и возможности ознакомления с документами, представленными в суде", — делится юрист "Григорьев и партнёры" Александр Ильин.
При всём этом психологического дискомфорта от онлайн–заседаний никто не испытывает. "Я не замечала поблажек или, наоборот, препятствий для представителя, который участвует в заседании через монитор", — отмечает старший юрист судебно–претензионной практики "АСБ Консалтинг Групп" Светлана Неживкова.
"Онлайн–заседания и заседания по видео–конференц–связи перестали быть экзотикой. Теперь это обычный рабочий инструмент со своими плюсами и минусами", — соглашается старший партнёр юридической фирмы Intellect Роман Речкин.
Расширение "заочного" правосудия приводит к снижению возможности участников процесса реализовать право на судебную защиту их прав, уверен эксперт.
"Разгружая суды за счёт расширения количества дел в упрощённом и приказном производстве, мы освобождаем их от выполнения основной функции — отправления правосудия, которое предполагает право лиц быть выслушанными, а также право сторон на оценку судом доказательств по спору, с вынесением мотивированного решения. Участие в процессе онлайн, как бы хорошо ни работала связь, снижает убедительность выступления представителя перед судом", — считает Роман Речкин.
Работа судов в будущем всё больше будет строиться на цифровых алгоритмах, но вряд ли можно представить исключение человеческого фактора, уверен Алексей Станкевич. В связи с ежегодным ростом электронных обращений в суды он прогнозирует появление в России компаний, занимающихся анализом большого объёма данных о деятельности судов и судей на примере американского рынка. Речь идёт, например, о Lex Machina, Bloomberg Law Litigation Analytics и Judicata, которые сейчас предоставляют юридическую аналитику.
При оптимистичных прогнозах об ускорении цифровизации юристы указывают, что основная проблема российского правосудия состоит всё же не в недостаточном количестве заседаний, проведённых онлайн. "Удобство подачи иска, возможность уплаты госпошлины электронно, а также любые онлайн–заседания никак не компенсируют рассмотрения дела некомпетентным или небеспристрастным судом", — напоминает Роман Речкин.