Глубокая экспертиза, максимальная концентрация и понятная структура взаимодействия с клиентами и между сотрудниками — такие преимущества называют юркомпании, специализирующиеся лишь на нескольких практиках. "Деловой Петербург" узнал о методах их работы.
В качестве основной особенности узкоспециализированные юридические компании единогласно называют углублённую экспертизу. Среди преимуществ концентрации на одном направлении основатель юридической компании IMPRAVO Максим Борисов называет доскональный мониторинг судебной практики, командное генерирование креативных идей и гипотез и хорошую взаимозаменяемость членов команды. Для IMPRAVO основной специализацией является банкротство и арбитражные споры. Ориентированность на клиента и узкую специализацию там называют особенностью компании.
Концентрация работы всей команды лишь на праве интеллектуальной собственности позволяет достигнуть максимальной степени фокусировки на конкретных проблемах клиентов и способах их решения, существующих в данной сфере, полагает управляющий партнёр CLAIMS Игорь Невзоров.
"В отличие от компаний, не имеющих ярко выраженной специализации, концентрация на конкретной отрасли формирует у команды значительный глубокий опыт именно в определённой категории юридических вопросов, что, как правило, позволяет более эффективно, оперативно и менее трудозатратно защищать интересы клиентов", — говорит он о конкурентных преимуществах компании, добавляя к ним качество и проработку, свойственные международным юридическим компаниям.
Управляющий партнёр Inmarine Кирилл Маслов думает, что особенность работы компаний с небольшим числом практик состоит в высоком уровне погружения в отрасль и дифференциации направлений внутри одной практики. Inmarine занимается только морским правом, а укрупнённо — индустрией морского и речного транспорта.
Читайте также:
Юридический ТОП
Юртоп–2022: принципы командной работы
"Внутри у нас есть разделение направлений на судостроение, судоходство, обслуживание флота, финансирование. В какой многоотраслевой практике вы найдёте такое количество направлений? И соответственно у нас идёт специализация юристов и адвокатов", — объясняет Кирилл Маслов.
По его словам, чем больше случаев в одной тематике, тем больше схожих кейсов, "по которым выработана методика решений и понимание того, как действовать можно, а как нельзя". "То есть появляется стимул не просто консультировать, а прогнозировать и предвидеть развитие событий для доверителя", — констатирует Кирилл Маслов.
Управляющий партнёр Национального центра интеллектуального капитала (НЦИК) Максим Дышлюк видит в малом числе практик преимущество позиционирования. "Нас чётко воспринимают как экспертов именно в этой сфере: в НЦИК действует юридическая монопрактика — мы специализируемся исключительно на интеллектуальной собственности и некоторых смежных областях", — отмечает эксперт.
В качестве конкурентного преимущества на рынке он называет пул партнёров: в случаях, когда нужен более широкий взгляд, можно обратиться к коллегам. "Партнёры на рынке позволяют нам расширять оказываемые услуги и добавлять к юридической работе много дополнительной экспертизы", — говорит Максим Дышлюк.
Даниил Антонов, партнёр адвокатского бюро "Ильюшихин и партнёры" (работает с двумя практиками — налоговое консультирование и гражданско–правовые споры), среди особенностей работы выделяет тесное взаимодействие практик для комплексного решения правовых задач и ценность каждого сотрудника.
"Все коллеги хорошо знают друг друга, процесс взаимодействия практик не формализованный, быстрый и результативный. В условиях небольшой фирмы, риски проектной работы в которой не диверсифицированы, каждый сотрудник важен и является уникальным. Результат его работы чётко можно связать с конкретным результатом деятельности компании", — объясняет он. В качестве ещё одного плюса работы он называет вовлечённость руководства бюро в жизнь практик, чего, по его мнению, нет в больших компаниях.
Небольшие юрбюро одинаково часто работают как с малым, так и с крупным бизнесом — единой тенденции в этом нет. Так, Даниил Антонов говорит, что бюро не может позволить себе консультировать небольшие компании, поскольку "экономика фирмы не будет окупаться, время сотрудников будет уходить не туда".
В НЦИК рассказали, что к ним обращаются представители бизнеса любого уровня. "Если приводить статистику, то она примерно такова: малый, средний и крупный бизнес можно соотнести в пропорции примерно 40:30:30", — поясняет Максим Дышлюк.
В IMPRAVO занимаются сопровождением скорее среднего бизнеса. "Для него мы, как нишевая компания, комфортны по цене, он может оценить наши преимущества по сравнению с массовым рынком, — рассказывает о клиентах Максим Борисов. — Если говорить про клиентов в обособленных спорах, то чаще всего это бывшие директора и учредители крупных компаний, так как им особенно требуется квалифицированная помощь при привлечении к субсидиарной ответственности".
Клиенты CLAIMS, как правило, относятся к среднему и крупному российскому или иностранному бизнесу, защищающему свои бренды, IT–разработки и технологии на территории России, стран СНГ, других иностранных юрисдикций, говорят в компании.
Среди особенно важных процессов в Inmarine называют участие в делах, предусмотренных стратегией развития морского транспорта. "Это дела, связанные с судоходством по Северному морскому пути, включая обеспечение новым контейнерным флотом, развитие Антарктики и приграничное судоходство Россия — Финляндия", — делится Кирилл Маслов.
В CLAIMS гордятся представлением интересов службы доставки "Самокат" (разработчиком является Smart Space) в суде Калифорнии против корпорации Apple. В сентябре 2021 года Apple уведомила Smart Space о получении жалобы от Samocat Sharing System, которая заявила, что сервис доставки нарушает её права на название SAMOCAT, и потребовала удалить его приложение из App Store. По итогам рассмотрения данного спора была минимизирована угроза удаления приложения "Самокат" из App Store, отмечают в CLAIMS.