Одними из наиболее востребованных механизмов поддержки реального сектора являются кредиты государственных фондов развития промышленности — как федерального (ФРП), так и региональных. За счёт льготных кредитов, которые можно получить по ставке от 1% до 5% годовых, предприятия имеют возможность обновлять производственную базу. Однако макроэкономическая обстановка и повышение ключевой ставки заставляют производителей взвешеннее подходить к привлечению подобных заимствований.
Миллиарды из бюджета
Каждый фонд имеет собственные программы кредитования. Например, у ФРП их несколько десятков. В основном программы направлены либо на улучшение материально–технической базы предприятия, либо на развитие проектов импортозамещения. Средства для кредитования фонды получают из федерального и регионального бюджетов.
О востребованности дешёвых денег говорит тот факт, что фонды постоянно пополняются. Например, в апреле Фонд поддержки промышленности Санкт–Петербурга докапитализировали на 2 млрд рублей. За неполных 6 лет работы городские предприятия получили более 4,5 млрд рублей. Поскольку многие программы фонда рассчитаны на относительно небольшой срок — до 5 лет, возвращённые средства поступают обратно в фонд для кредитования новых проектов.
Если говорить о федеральном фонде, здесь порядок цифр уже значительно больше. В декабре прошлого года председатель правительства Михаил Мишустин на встрече с директором ФРП Романом Петруцей заявил, что в распоряжении фонда на 2021 год будет около 50 млрд рублей. В апреле 2022–го премьер подписал распоряжение о выделении фонду ещё 20 млрд рублей. Согласно документу, ФРП направит эти деньги на предоставление льготных займов промышленным предприятиям, которые занимаются разработкой перспективных технологий и производством продукции, способной заменить зарубежные аналоги.
С гарантией возврата
Впрочем, чтобы получить льготный кредит, предприятию нужно внести залог или заручиться банковской гарантией. "Возникает вопрос, какова будет общая стоимость привлекаемых средств. В условиях сложной геополитической обстановки и санкционной политики по отношению к России мы фиксируем увеличение ставок по банковским гарантиям. Это обусловлено ростом ключевой ставки ЦБ РФ", — говорит генеральный директор ПАО "Кировский завод" Георгий Семененко.
В банковском сообществе предпочитают воздерживаться от комментариев по данной теме. Однако в одной из кредитных организаций на условиях анонимности сообщили, что и раньше банки не особо любили выдавать гарантии.
"Обычно это делалось в рамках уже одобренных предприятию кредитных лимитов или после того, как завод открывал в банке депозит и размещал на нём средства. Хотя бывали и счастливчики. Думаю, в нынешних реалиях мало кто способен получить банковскую гарантию, тем более что под двузначный процент она вряд ли кому–то и нужна", — добавляет собеседник издания.
В Фонде развития промышленности Санкт–Петербурга слышали о двузначных ставках за гарантию. Однако, как пояснили там, помимо банковских гарантий фонд принимает широкий спектр обеспечения. В его числе недвижимое и движимое имущество, производственное оборудование, в том числе приобретаемое в рамках проекта, а также поручительства юридических лиц. Кроме того, принимаются независимые гарантии и поручительства группы ВЭБ.РФ, Корпорации МСП, региональных фондов содействия кредитованию МСП.
Ищут варианты решения проблемы подорожавших банковских гарантий и в федеральном фонде. В апреле ФРП запустил специальную программу "Формирование компонентной и ресурсной базы". По ней компании смогут получить займы от 10 млн до 500 млн рублей на 3 года под 5% годовых. При этом программа имеет ряд льгот в части обеспечения займов. Финансово устойчивым компаниям в качестве обеспечения требуется только поручительство бенефициара и гендиректора. При этом финансово устойчивым госкорпорациям и публичным акционерным обществам, акции которых обращаются на бирже, обеспечение не требуется.
Нечего заложить
Кировский завод в качестве обеспечения использует также залоговую массу предприятий. Однако такой возможностью могут воспользоваться далеко не все потенциальные заёмщики.
"Существует много высокотехнологичных компаний, которым нечего заложить, а тем более получить гарантию по действующим двузначным ставкам. Например, в IT–сфере. Поэтому крайне важно, чтобы в сложившейся ситуации мерами поддержки могло пользоваться большее число предприятий, а не только индустриальные гиганты", — считает руководитель НП "Медико–фармацевтические проекты. XXI век" Дмитрий Чагин.
Впрочем, именно для фармотрасли, а также предприятий медицинской промышленности, дистрибьюторов их продукции и аптечных сетей правительство России запустило отдельную программу поддержки. По словам Михаила Мишустина, компании этих секторов смогут получить независимые банковские гарантии с льготной ставкой комиссии. Для предприятий она составит 1%, а банкам будет компенсироваться до 2%.
"Механизм независимых гарантий позволяет защитить участников сделок. Если компании не могут в силу каких–либо причин выполнить обязательства по контрактам или, проще говоря, у них нет возможности рассчитаться, то поставщик получит средства от банка. Используя такой инструмент, фармкомпании и аптеки смогут минимизировать риски", — сообщил глава правительства.
С дифференцированной ставкой
Генеральный директор и первый вице–президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт–Петербурга Михаил Лобин уверен, что требуются дополнительные меры господдержки, причём как для системообразующих предприятий, так и для малого и среднего бизнеса. "Оптимальными условиями были бы такие: гарантии для банков по кредитованию на срок до 3 лет под дифференцируемые ставки 1–5% годовых в зависимости от предоставленного обеспечения", — говорит он.
При этом процентную ставку предлагается увязать с сохранением рабочих мест: 1% при полном покрытии за счёт залогов, гарантий, поручительств, сохранении рабочих мест и 5% — при отсутствии обеспечения, но при сохранении рабочих мест.
Дополнительные меры поддержки принимают почти во всех регионах России. В марте правительство Москвы приняло решение о компенсации затрат подрядчиков на получение банковской гарантии при заключении контрактов на строительство объектов по городскому заказу.
Объём затрат будет рассчитываться в размере 0,9% от стоимости строительно–монтажных работ. На соответствующую сумму вырастет цена госконтрактов в сфере строительства. Решение о компенсации расходов на получение банковских гарантий позволит стабилизировать финансовое положение подрядчиков, столкнувшихся с резким ростом стоимости соответствующей услуги и отказом кредитных учреждений от продолжения сотрудничества на прежних условиях, считают в мэрии столицы.