Покататься, полюбоваться природными красотами или просто сменить обстановку. В последние годы количество посетителей российских горнолыжных курортов неуклонно растёт. Об этом говорят различные исследования и показатели самих объектов. Положительную динамику развития рынка подтверждает также информация о продажах соответствующих категорий товаров в специализированных магазинах и на маркетплейсах.
Так, по сведениям компании "МегаФон", изучившей обезличенные данные с базовых станций туристических комплексов, зимой 2021-2022 курорты Ленинградской области посетили около 250 тыс. человек: более половины — гости из разных регионов страны. Но, этого недостаточно, считают чиновники: отрасль должна развиваться ещё более интенсивно. Ожидания — внутренний турпоток в 2,5 млн россиян к 2035 году. Точка отсчёта — 1,5 млн человек, по официальным сведениям, в 2020-м.
В связи с этим разработана Концепция развития горнолыжного туризма в России. Объём господдержки предположительно составит 64,8 млрд рублей. В рамках реализации программы планируется, с одной стороны, активно популяризировать катание на горных лыжах и сноуборде, с другой — модернизировать инфраструктуру объектов и обеспечить качественно новый уровень обслуживания туристов. Речь идёт также о комфорте бронирования и проживания. Так, номерной фонд "коллективных средств проживания" предписано увеличить с 12 до 30 тыс. А объём услуг — с 48 млрд рублей до 200 млрд.
В этой связи в сети даже стали появляться рекомендации для желающих открыть горнолыжный бизнес или присоединиться к развитию объекта за счёт предложения дополнительного сервиса в рамках зимней или всесезонной концепции.
Совсем другой была история в начале 1990-х, когда старейший горнолыжный центр Ленинградской области "Золотая Долина" получил статус малого государственного предприятия. Оплата долей в уставном капитале осуществлялась самыми разными вещами, включая валенки и кипятильники, то есть, бизнес создавался буквально на голом энтузиазме, без поддержки и внешних инвестиций. При этом, даже если сейчас всё ещё необходимо популяризировать горнолыжный отдых, то в конце XX века количество его поклонников было совсем небольшим.
Однако того самого энтузиазма команды и сегодня хватает для неудержимого движения вперёд. Так, пять лет назад курорт стал всесезонным. Ежегодно на территории "Золотой Долины" открывается как минимум по одному новому объекту. В течение новогодних каникул 2021-2022 в листе ожидания номерной фонд был расписан на две недели вперед. Ближе к концу зимы очереди стали чуть меньше, но руководство смотрит далеко вперёд: летом или осенью текущего года будут введены в эксплуатацию ещё две гостиницы.
Что позволило коллективу горнолыжного центра (теперь уже всесезонного курорта и парк-отеля) "Золотая Долина" создать на туристическом рынке Ленинградской области качественный продукт, не просто жизнеспособный, а по-настоящему востребованный, можно узнать из ярких страниц летописи предприятия.
Была и предыстория
История центра является наглядной иллюстрациейразвития горнолыжного отдыха в стране. Освоение горы Залесной в центре Карельского перешейка, где сегодня раскинулась территория курорта, началось в 1960-х: сначала здесь появилась база ЛОС ДСО "Урожай", в 1964 году приступили к подготовке склонов, а в 1967-м состоялись первые соревнования. Делалось всё без техники, трассу утаптывали ногами, стоял один маленький бугельный подъёмник, а желающие покататься прицеплялись к бугелю крючками.
Тогда горные лыжи были весьма дорогим видом спорта, а раздобыть нужную экипировку было весьма проблематично. "Фанатики", — охарактеризовала малочисленных ценителей из 60-х генеральный директор горнолыжного центра "Золотая Долина" Елена Ковалёва. Среди влюблённых в горнолыжный спортоказался и её отец, Александр Ковалёв. Именно его заслугой является начало новой эпохи в истории этой локации.
Александр Ковалёв
"Он решил заняться коммерцией, потому что невозможно было приобрести необходимое оборудования без финансирования, — вспоминает руководитель центра. — И в 1990 году на базе ДСО "Урожай" было создано малое государственное предприятие "Золотая Долина". Конечно, многое делалось вручную. Он создал на базе вездехода первый гусеничный ратрак, которым мы до сих пор иногда пользуемся. Конечно, не для укатки склонов, а для перемещения грунта во время земляных работ".
Также Александр Ковалёв пробовал создать первые российские ружья для искусственного оснежения склонов — аналог привезённых из Швеции снегогенераторов. Но для реализации всех возможностей площадки оборудования всё равно не хватало. Поэтому серьёзным скачком в развитии предприятия стало приобретение разорившегося в Финляндии горнолыжного центра. Его полностью перевезли на территорию "Золотой Долины", установили подъёмники, а также здание кафе — и они до сих пор функционируют. Вообще, по словам Елены Ковалёвой, в Финляндии черпали много интересных идей: там уже в 1990-е горнолыжный спорт был хорошо развит. В нашей стране назвать такое увлечение массовым всё ещё было сложно. Но количество посетителей постепенно росло.
Благодаря приобретённым подъёмникам, компания смогла увеличить пропускную способность, и стала зарабатывать больше. В те времена на склоне был аншлаг — потому что предложение являлось эксклюзивным для региона. У подножия склона собирались большие очереди. История сделала виток в 2020-м и в 2021-м: "Мы вспомнили, как это было раньше", — говорит собеседница "ДП". Но вернёмся в девяностые. В истории "Золотой Долины" начался новый этап.
Шаг за шагом
Трансформация площадки продолжается в начале 2000-х. В это время руководство предприятия уделяло серьёзное внимание развитию инфраструктуры — была построена гостиница и открылось несколько точек питания.
Со временем расширяется и список проводимых здесь соревнований. Так, на протяжении трёх лет сноуборд-парк центра носил имя Burton — по названию американской компании, которая выпускает сноубордическое оборудование, она же проводила в "Золотой Долине" соревнования в рамках BurtonAMTour. Участвовали в них только россияне, но строительством объектов и вопросами маркетинга занималась европейская команда.
Вообще, в событийном плане курорт ведёт достаточно активную жизнь.
"Мы, пожалуй, на данный момент одна из самых крупных площадок региона по проведению различных соревнований: сноуборд, вейкборд, даунхилл. Но особый акцент, конечно, на горнолыжные. Наши склоны имеют сертификат FIS, и это даёт право проводить соревнования, в том числе международного уровня. Например, по слалому. На наших склонах не единожды проходили чемпионаты и первенства России. За сезон мы проводим порядка 55 стартов", — рассказывает Елена Ковалёва.
Кстати, самым первым триумфатором проведённых здесь состязаний, 15 января 1967 года, стала Наталья Поздеева, в дальнейшем — мастер спорта и член сборной ЦС "Буревестник". Она до сих пор сотрудничает с командой "Золотой Долины": проводит соревнования среди воспитанников школы высшего спортивного мастерства и готовит здесь будущих чемпионов. На склонах Залесной тренируются около 12 спортшкол Санкт-Петербурга и Ленинградской области, таких как Школа высшего спортивного мастерства СПб. Здесь предусмотрены условия как для новичков, так и для профессионалов: всего 12 трасс различной степени сложности протяжённостью от 80 до 1100 м, с перепадом высот от 10 до 130 м.
Кроме того, ежегодно перед стартом сезона на территории возводится фанпарк с различными фигурами и трамплинами. Во времена Burton AM Tour "Золотая Долина" стала первым на Северо-Западе курортом, который построил хафпайп. Как говорит Елена Ковалёва, уже в тот момент это была весьма продвинутая площадка для занятий сноубордом.
На сегодняшний день в арсенале "Золотой Долины" три ратрака (один из них PistenBully 400, последней модели), более 20 снежных пушек фирмы Demaclenko, более 20 ружей системы искусственного оснежения — все возможности для удовлетворения растущего спроса на активный отдых. Но гости приезжают сюда не только покататься на горных лыжах или сноуборде — это уже пройденный этап.
Сезонное преображение
Как уточняет генеральный директор, сегодня горнолыжный центр может принимать не только спортсменов. На территории в 68 га расположены объекты с самой разной функцией: большой номерной фонд (коттеджи, гостиницы), ресторанный комплекс, бургерная, пиццерия, 7 конференц-залов и многое другое.
"5 лет назад мы начали развивать "лето" — и достаточно успешно. До этого "Золотая Долина" была сезонным объектом. Сейчас у нас имеется вейкпарк, верёвочный парк, трасса даунхилла — мы проводим соревнования по даунхиллу российского уровня, озеро с рыбалкой, пляж, катамараны. Летом здесь действительно есть чем заняться", — перечисляет Елена Ковалёва.
В период летних каникул здесь размещаются детские оздоровительные лагеря. А вот в межсезонье площадку облюбовали йоги. И в течение всего года гости приезжают сюда отдыхать и гулять по ухоженной территории курорта. Также это популярное место для проведения корпоративных мероприятий, семинаров, отраслевых конференций.
Текучка кадров в компании не очень высокая — многие сотрудники верны предприятию уже более 30 лет. Часть команды — бывшие воспитанники ДСО "Урожай", занимавшиеся горнолыжным спортом и участвовавшие в строительстве нового центра.
"Мы прикладываем все усилия, чтобы быть востребованными. На данный момент строим две гостиницы, потому что нам не хватает мест для размещения гостей,— говорит Елена Ковалёва. Конечно, хотелось бы, чтобы некогда горнолыжный центр "Золотая Долина" развивался так же активно, как в последние годы. Что, конечно, давалось очень непросто, потому что наш бизнес не имеет никакой поддержки. Предприятие, как и в самом начале пути, продолжает развиваться за счёт усилий акционеров и коллектива, которые по-настоящему любят своё дело — и это для нас не только работа. Можно сказать, наша жизнь. Поэтому мы будем стараться и дальше делать всё возможное для того, чтобы не терять темп. Есть потенциал, свободное место для строительства и много идей".
Желание коллектива центра коррелирует с задачами Концепции развития горнолыжного туризма в России. Что увеличивает шансы на успех.