Производители продовольствия уверены, что смогут обеспечить людей всем необходимым. Однако самим предприятиям придётся несладко.
Местных производителей продуктов питания в Петербурге и Ленинградской области с каждым годом становится всё меньше. Эта тенденция наметилась задолго до февральских событий этого года и введения иностранных санкций.
Вливаясь в крупные корпорации (зачастую с международным участием), заводы с петербургской или областной пропиской не прекращают выпуск продукции, и её легко найти на полках магазинов. Точно так же и компании, которые предпочитают выносить производственные линии в другие регионы (где ниже конкуренция и зарплатные ожидания персонала), всё равно потом везут готовые продукты на берега Невы. В целом производители уверяют, что их продукции будет достаточно для удовлетворения спроса петербуржцев после ухода иностранных игроков. Однако сложностей на рынке предостаточно: не хватает упаковки, поставки сырья и оборудования осуществляются со сбоями, логистические цепочки разорваны.
Молочные реки
В мясоперерабатывающей промышленности за последние годы начались процедуры банкротства производителя мясной продукции "Парнас–М" и мясокомбината "Невская трапеза". В данном сегменте в регионе остаются работать Великолукский мясокомбинат, "Иней" и "Ладоград". А такие производители, как "Самсон" и "Пит–Продукт", уже довольно давно принадлежат московской ГК "Черкизово". Также продолжается банкротство птицефабрики ООО "Леноблптицепром".
В Петербурге с некоторых пор совсем не производят собственное мороженое. Такие компании, как "Петрохолод" и Хладокомбинат № 1, лишь формально имеют местную прописку. В Ленобласти один крупный производитель мороженого пока ещё сохранился — это "Талосто".
В молочном производстве дела получше, хотя отрасль фактически потеряла ГК "Лосево", которая вот уже несколько месяцев ведёт не очень понятную реорганизацию производства, остановив линии. О сроках возобновления работы пока ничего не известно, а вот количество судебных претензий к компании растёт.
Продолжает работать крупнейший в регионе Пискарёвский молочный завод, который сейчас планирует расширить ассортимент. Сохранились "Молочная культура", "Галактика", "Нева милк".
Также пока ещё продолжается операционная деятельность российского подразделения финского концерна Valio. Компания поддерживает функционирование производства и логистических операций, обязательства перед клиентами, партнёрами и сотрудниками выполняются без изменений, заявили в самой компании.
В Национальном союзе производителей молока ("Союзмолоко") отмечают, что на сегодня ни одна компания с молочного рынка не ушла. Даже если такие риски есть, то для активов легко будут найдены новые инвесторы.
"Ситуация непростая, но говорить о возникновении дефицита каких–то продуктов не придётся. Может измениться формат упаковки, все производители имеют возможность варьировать объёмы производства в той или иной таре. Есть объективные факторы, которые влияют на себестоимость, — курс валют, ключевая ставка", — считают в "Союзмолоке".
Советский опыт
Представители агрохолдинга "Выборжец" замечают, что на рынке есть проблемы с удобрениями, которые сильно выросли в цене. Например, стоимость монокалия фосфата выросла более чем вдвое, если сравнивать периоды 2020 и 2022 годов. При этом семена, некоторые виды удобрений и оборудование более чем на 50% импортные. Это в дальнейшем может привести к остановке части производств овощей и зелени в стране, которые работают не на отечественных семенах.
"Традиционно тепличную продукцию везут в Петербург с юга страны. Мы готовы полностью закрыть спрос петербуржцев на салаты и грибы, но не по остальной продукции тепличного производства", — подчёркивают в пресс–службе компании.
Продать свой бизнес в России пытается финский производитель хлебобулочных и кондитерских изделий Fazer, три завода которого находятся в Петербурге. Пока компания продолжает свою работу под новым юрлицом ООО "Хлебный дом".
Их региональные конкуренты тем временем настроены довольно позитивно. Президент марки "Север–Метрополь" Елена Шевченко отмечает, что сложности есть, но компания быстро адаптируется.
"После 2014 года, когда были введены санкции на ввоз молочных продуктов, мы перешли на продукцию белорусских и российских производителей. Стараемся осуществить полное импортозамещение, находим новых поставщиков. Некоторые экзотические ингредиенты закупаем в Средней Азии — речь о фруктах, ягодах. Возможно, будут некоторые проблемы с поставками, но у нас креативное производство и огромный ассортимент. Если исчезнет киви, мы сделаем пирожное с малиной", — говорит она.
Недавно компания приобрела линию по склейке тортов и линию для наполнения профитролей заварным кремом, нашла новых производителей в Краснодаре и Подмосковье. Готовится запускать собственную серию лимонадов на базе российских соков и ягод, для чего приобрела линию в Татарстане.
"У нас более чем вековая история. Мы работали ещё в советское время, знаем и помним, как производить вкуснейшие кондитерские изделия в условиях ограничений", — заявляет Елена Шевченко.
Уцелеют не все
В целом на данный момент порядка 15 зарубежных производителей продуктов питания и напитков заявили о приостановке деятельности, инвестиций в продвижение или экспорта в Россию части своего ассортимента.
Генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова считает, что следует учитывать: зарубежные компании, несмотря на то что хотят уйти с российского рынка, прорабатывают систему, при которой предприятие будет функционировать под другим брендом или передаётся под управление местному топ–менеджменту. Но независимо от специфики предприятия сложности возникают по целому спектру направлений. Производители оборудования и сельхозтехники также отказываются от работы в России, что негативно сказывается на планировании производственных процессов и остатков товара. Все предприятия так или иначе работают над поиском новых решений — технических, технологических и упаковочных. Но это длительный процесс, который может занять до года.
"Привычный ассортимент в прежних объёмах и по тем же ценам производители выпускать не смогут. Сложно прогнозировать, приведёт ли это к остановке производств, но абсолютно точно можно сказать, что предприятиям необходимо перестраивать практически все бизнес–процессы", — резюмирует Марина Петрова.