Петербургский предприниматель Игорь Масленников оспаривает права фармацевтической компании Solopharm на товарные знаки, связанные с препаратом "Перфторан".
Суд по интеллектуальным правам принял к производству заявление Игоря Масленникова, который просит прекратить защиту прав Solopharm (ООО "Гротекс") на несколько торговых марок в связи с неиспользованием. Среди спорных обозначений — ПЕРФТОРАН/PERFTORAN, "Голубая кровь". В "Гротексе" на запрос "ДП" не ответили, с истцом "ДП" связаться не удалось.
Препарат "Перфторан" можно назвать кровезаменителем, его изобрели ещё в Советском Союзе, но до массового выпуска дело не дошло. В 2016 году гендиректор "Гротекса" Олег Жеребцов (в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2020 занимал 188–е место) объявил о запуске в производство этого препарата. По данным СМИ, инвестиции в проект оценивались в 56 млн рублей, а объём продаж "Перфторана" к 2021 году мог достичь 50 млн евро.
Между тем, по данным аналитической компании DSM group, на сегодняшний день продажа этого препарата в госзакупках и рознице не осуществляется.
"Фармкомпании покупают медицинские патенты пачками, их патентные портфели достаточно большие. Что–то запускается в работу, а что–то так и остаётся на стадии патента. При этом такая практика характерна не только для российских производителей, но и для зарубежных", — пояснил глава Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев.
По мнению Льва Авербаха, главврача частной службы скорой помощи Coris, "Перфторан", как и ряд других советских препаратов, не имеет доказанной эффективности. "За время, прошедшее с момента регистрации патента на него, появилось множество аналогов, чья эффективность подтверждена. Поэтому сегодня на рынке "Перфторан" никому не нужен", — считает эксперт.
История споров между ИП Игорем Масленниковым и "Гротексом" достаточно обширна, как отмечает партнёр юрфирмы Maxima Legal Максим Али. Из неё можно восстановить примерную картину происходившего между сторонами.
"ИП Масленников и "Гротекс" решили сотрудничать. "Гротеск" планировал выпускать и продавать "Перфторан", но по каким–то причинам компания не стала этого делать (или по крайней мере ссылается на это). Предприниматель не был доволен таким развитием событий, рассчитывая на получение регулярных платежей за патент. В результате он начал ряд процессов в арбитражных судах против "Гротекса". Похоже, что возможность договориться между ними практически полностью утрачена", — полагает Максим Али.
И в такой ситуации ИП Масленников ставит "Гротексу" интересную "вилку". Либо компании нужно признать, что продукт всё–таки используется, а это потенциально может создать проблемы с точки зрения выплаты роялти или нарушения патента на "Перфторан". Либо "Гротекс" настаивает на неиспользовании и в этом случае рискует потерять товарные знаки по факту неиспользования. "Вообще этот спор — весьма типичный пример, как с помощью интеллектуальной собственности решаются внутригрупповые проблемы компаний. Такие конфликты действительно часто перерастают в оспаривание товарных знаков, патентов, в суды по заключённым договорам и другие подобные разбирательства", — резюмирует Максим Али.