17 мая в Каннах откроется 75–й международный кинофестиваль. От России был отобран фильм Кирилла Серебренникова "Жена Чайковского". Правда, официальной российской делегации на фестивале не будет.
Не будет в Каннах и российских киножурналистов, которым организаторы отказали в аккредитации. А значит, в этом году информацию о конкурсных фильмах придётся искать в иностранной прессе.
Фестивальный ренессанс
Фестивальное возрождение российского кинематографа имеет вполне конкретную дату — 6 сентября 2003 года. В этот день на Венецианском кинофестивале произошло беспрецедентное для отечественного кино событие: дебютная лента "Возвращение" 35–летнего режиссёра Андрея Звягинцева получила главную награду — "Золотого льва", а также премию имени Луиджи де Лаурентиса "Лев будущего", премию "Будущее", присуждаемую итальянским Союзом студенческих обществ, приз венецианского кинообъединения "Гондола" и премию SIGNIS. Стоит напомнить, что такой же венецианский триумф отечественного кино до этого случался всего дважды: в 1962 году дебютант Андрей Тарковский получил "Золотого льва" за "Иваново детство", а в 1991–м — Никита Михалков за фильм "Урга — территория любви". В 2011–м эта награда была присуждена Александру Сокурову за "Фауста".
После звягинцевского успеха начался новый отсчёт фестивальной жизни отечественного кинематографа. За следующие почти 20 лет картины отечественных режиссёров систематически отбирались в основные или параллельные конкурсы самых престижных киносмотров — в Берлине, Каннах, Венеции, Локарно, Сан–Себастьяне и др., и с такой же регулярностью уезжали оттуда с наградами либо не оставались незамеченными. Например, картины Александра Сокурова 5 раз номинировались на каннскую "Золотую ветвь". На последнем Венецианском кинофестивале в разных программах участвовали три российских фильма — "Капитан Волконогов бежал" Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, "Мама, я дома" Владимира Битокова и "Обходные пути" Екатерины Селенкиной. А в феврале этого года на Берлинском кинофестивале было представлено целых семь российских кинолент — в конкурсах короткого метра, Panorama, Generation14+, Encounters и в рамках Европейского кинорынка EFM.
Конец прекрасной эпохи?
После 24 февраля новости культуры по тональности и содержанию быстро приблизились ко всем остальным. Сперва Украинская киноакадемия обратилась сразу к целому ряду институций — международным кинофестивалям, Совету Европы, FIAPF (Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров), компаниям–дистрибьюторам — с требованием не допускать, исключить, лишить аккредитации, не передавать права интеллектуальной собственности. Её поддержала национальная секция ФИПРЕССИ, которая призвала иностранных коллег отказываться от участия в российских культурных мероприятиях.
Со стороны европейского киносообщества ответная реакция последовала достаточно быстро. Организаторы фестиваля в Глазго исключили из своей программы "Казнь" Ладо Кватании и "Оторви и выбрось" Кирилла Соколова. Стокгольмский кинофестиваль заявил, что в этом году не примет российские кинокартины, снятые на государственные деньги. Европейская киноакадемия (EFA) сообщила о намерении бойкотировать российские фильмы и официально осудила действия России, а Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров приостановила аккредитацию Московского кинофестиваля и "Послания к человеку". Крупнейшие кинофестивали тоже четко артикулировали свою позицию: Берлин, Канны и Венеция не будут принимать российские делегации и представителей государственных институций, но игнорировать все российские фильмы не планируют. Предпочтение будет отдаваться режиссёрам, которые снимают свои фильмы при независимой финансовой поддержке.
Избирательность такого подхода первым продемонстрировал Каннский кинофестиваль, выбрав фильм Кирилла Серебренникова в основной конкурс. В то же время фильм Малики Мусаевой "Птица ищет клетку", рассказывающий о жизни женщин в чеченской деревне и снятый на чеченском языке, рассматривался в качестве потенциального участника программы Каннского фестиваля "Двухнедельник режиссёров", но отбор в неё не прошёл. Фестивальный куратор Алёна Шумакова в стриме на телеграм–канале "Бюллетеня кинопрокатчика" уточнила причины такого решения: "Просто фильм, посвящённый жизни женщины в чеченской деревне, её самоощущению, не вписался в концепцию программы, она уже сложилась из картин определённой тематики. Тут не приходится говорить о политическом факторе. Некорректно говорить, что фильм был исключён из программы, он именно не прошёл отбор. Фильм находился на рассмотрении до самого последнего момента перед объявлением программы".
Сколько ещё возникнет сложносочинённых сюжетов в этом году — будем узнавать из новостей: на очереди ещё несколько топовых кинофестивалей, куда российские кинокомпании наверняка отправляли работы.
Но сейчас более чем очевидно, что траектория движения европейской кинополитики и кинобизнеса в отношении российского кино в частности и России вообще существенно откорректировалась.
Что дальше?
Один из будущих критериев попадания российских фильмов в программы ряда кинофестивалей — отсутствие в их бюджете государственных денег. Срок соблюдения данного условия пока никто не обозначил: может быть, навсегда, а может быть, временно. Однако сложность заключается в том, что большое количество отечественных кинокартин финансируется государством — Минкультуры либо Фондом кино. Поддержка оказывалась и оказывается проектам, обладающим достаточным эстетическим потенциалом для представления страны на различных киносмотрах, даже несмотря на вероятные скромные сборы во внутреннем прокате. В этой же категории находятся и детские фильмы, и документальные ленты, и дебюты. Так или иначе, но довольно большой процент кинокартин снимался и снимается прямо сейчас при финансовом содействии государства. Пусть даже небольшом. Это автоматически отсекает такие картины от участия в фестивалях ещё на стадии отбора, а искать компромисс вряд ли кто–то из организаторов согласится. К тому же украинская кинообщественность вправе потребовать неучастия российских кинематографистов в конкурсе — как это уже случилось с Серебренниковым, несмотря на то что его картина снималась не на госсредства, а также на недавний арест, суд и в целом критическое отношение режиссёра к государству.
Обратных примеров, когда фильм снимался без господдержки и его создатели сумели грамотно и успешно выстроить фестивальную и прокатную жизнь, на данный момент критически мало. Крупных частных киноинвесторов и прежде было не много (самый известный — фонд Романа Абрамовича "Кинопрайм"), в настоящее же время и они могут быстро закончиться.
В ближайшие годы российским продюсерам придётся проявлять чудеса поиска финансирования и тщательнее выбирать партнёров. Хотя и отсутствие госденег в бюджете фильма не может гарантировать попадание на фестивали. В противном случае, какой бы высокохудожественной и прогрессивной содержательно ни была будущая картина, вероятность отказа очень высока. Неучастие же в международной фестивальной жизни довольно быстро приведёт к снижению качества фильмов и, как следствие, общего уровня культуры. Что ещё никому не шло на пользу.