Сразу несколько автодилеров думают над открытием в Петербурге супермоллов, где будет представлено до пары тысяч машин с пробегом.
Ещё пару лет назад, когда официальные дилерские центры имели рекордную доходность, мало кто делал ставку на один бренд. Авторетейлеры раскладывали яйца по разным корзинам, включая в портфель по пять–шесть и более марок. В последнее время многие стали добавлять туда кроме всего прочего китайские и корейские бренды.
Однако текущий год показал, что рынок отечественного авторетейла ждут более серьёзные перемены и они уже начались.
Новые не нужны
Март и апрель 2022 года стали провальными по продажам новых легковых автомобилей в стране. Так, в апреле они упали в годовом измерении на 78,5% и составили 32,7 тыс. штук. В марте продажи сократились на 43%, примерно до 79 тыс. автомобилей, подсчитали в комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Отметим, что сокращение затронуло все марки популярных в России автомобилей. Так, в апреле первое место по популярности сохранила Lada Granta. Всего было продано 2598 этих автомобилей, что почти в 5,5 раза меньше, чем в апреле 2021–го. На втором месте идёт Lada Vesta (снижение продаж в 5,7 раза), на третьем — Lada Niva (в 2,8 раза). В топ–10 вошли также автомобили, которые выпускает петербургский завод "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус": Hyundai Solaris (снижение в 2,9 раза — до 1,8 тыс. штук), Kia Rio (снижение в 4,2 раза — до 1660 штук), Hyundai Creta (сокращение в 5,5 раза — до 1162 штук).
Оптимизма ситуации не добавляет и то, что с марта приостановлены конвейеры большинства автозаводов, работающих в стране. Часть из них сослались на политические причины, часть — на невозможность поставлять детали для сборки, после того как ЕС и США фактически заблокировали грузовые потоки в Россию.
По оценке Ирины Гавриленко из EY, дальнейшее развитие автопромышленной отрасли, очевидно, будет зависеть от ситуации в макроэкономике. Она напоминает, что по опыту предыдущих лет после финансового кризиса восстановление экономики страны происходило достаточно быстро. А вот после кризиса политического восстановление начиналось лишь через несколько лет стагнации.
"Автопром находится в красной зоне, среди отраслей, которые будут наиболее сильно подвержены санкциям. Хотя, видя интерес китайских компаний к рынку и с учётом того, что автопром стратегически важная отрасль (ведь это и грузовики, и сельхозтехника), вероятно, будут меры господдержки", — сказала Ирина Гавриленко на конвенции РОАД–2022.
Ставка на пробег
Добавим, что вслед за ростом цен на новые автомобили в этом году рос и средний чек выданных автокредитов. Но всё имеет свои пределы, и в марте спрос на них обвалился почти на 80% (напомним, что тогда ЦБ резко поднял ключевую ставку с 9,5 до 20%).
"Всё это было обусловлено ростом ставок по причине санкционного давления, а также продолжающимся дефицитом новых автомашин и запасных частей к ним", — объясняет директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков.
При этом покупатели стали чаще брать кредит на автомобили с пробегом: доля заявок на подержанные машины превысила 60% от общего числа.
Вторичный рынок сегодня кажется более понятным и перспективным, ведь он не зависит ни от поставок производителей, ни от курса рубля.
"Рынок автомобилей с пробегом более стабилен. Автомобиль новый всегда стоит дороже", — заявил на конвенции РОАД–2022 вице–президент РОАД, председатель совета директоров ГК "БН–Моторс" Алексей Подщеколдин. В случае кризиса происходит падение платёжеспособности, и поэтому, чтобы продолжить продажи и в дальнейшем предоставлять услуги сервиса, надо продавать автомобили более дешёвые, а значит — с пробегом, полагает он. По его оценке, сегодня у официальных дилеров новых автомобилей осталось 20–25% от обычного количества. На некоторых площадках уже выставляют в шоурумах машины с небольшим пробегом.
Добавим, что растёт и стоимость владения автомобилем, включая цены на автозапчасти. Так, по оценкам Russian automotive market research, за первые 2 недели марта в среднем цены на оригинальные запчасти для иностранных автомобилей SUV массового ценового сегмента выросли на 87,5%.
"Глубокий кризис на рынке новых автомобилей уже наступил, поэтому очевидно, что определённая часть спроса должна с него перейти на вторичный рынок", — считает аналитик агентства "Автостат" Виктор Пушкарёв. Тем не менее здесь тоже есть дефицит предложения и некоторый рост цен. По его оценке, если в марте–апреле рекомендуемые розничные цены новых автомобилей выросли на 35–45%, то можно ожидать роста средних цен на подержанные не менее чем на 25–30%.
Очередь за подержанным
Понимание того, что спрос будет сильно смещаться в сторону автомобилей с пробегом, сегодня есть у всех участников рынка. Они намерены развивать это направление, со ставкой на качественный сервис и гарантию чистой сделки.
До недавнего момента в Петербурге было всего две условные автодеревни. Старейшая из них — это, пожалуй, рынок на пр. Энергетиков. Его любят далеко не все, нередки жалобы на скрученный пробег и завышенные цены. Вторая — "Автополе" в Мурино, где на одной площадке представлены более тысячи автомобилей и 10 официальных дилеров.
По данным "ДП", аналогичные проекты сейчас прорабатывают ещё несколько дилеров. Один из них может появиться в следующем году, также на Пулковском шоссе.
Юг города выгоден своей близостью к аэропорту, поскольку автодилеры теперь ориентированы и на приезжих покупателей тоже. Интерес со стороны жителей других регионов к машинам с пробегом в Петербурге растёт. Это подтверждают и в группе "Прагматика": по её оценкам, в марте–апреле доля таких запросов составила 32%, тогда как по итогам всего 2021 года этот показатель находился на уровне 20%. Чаще всего интересуются жители Москвы и Подмосковья, Краснодарского края и Нижегородской области.
Что же касается рынка новых автомобилей, то, по оценкам "Автостата", сегодня в России работают около 3,2 тыс. официальных автодилеров. При этом годовой объём продаж машин составляет около 2 млн штук.
АЕБ уже третий месяц подряд не сопровождает данные по продажам комментарием по ситуации на рынке от главы комитета автопроизводителей. В апреле Алексей Калицев, назначенный на эту должность и параллельно занимающий пост исполнительного директора ООО "Хендэ Мотор СНГ", от имени ассоциации предположил падение рынка минимум вдвое.