Цены на бензин в Санкт–Петербурге уже 2 месяца остаются на одном уровне, а сети АЗС пытаются предлагать акции выгоднее, чем у конкурентов, в попытках завлечь клиентов.
По наблюдениям Росстата за потребительскими ценами на нефтепродукты на неделе с 9 по 15 мая этого года, стоимость бензина в Санкт–Петербурге и Москве остаётся стабильной, а в 14 регионах страны зафиксировано её снижение. Наиболее сильно бензин подешевел в Республике Тыва — на 2,4%. В нескольких регионах отмечается рост в пределах 0,2%.
Причём в Петербурге расценки практически не меняются уже как минимум 2 месяца. С 11 марта по 13 мая бензин в городе подорожал на 1 копейку — с 52,09 до 52,10 рубля за литр. Произошло это за счёт увеличения стоимости топлива марок АИ–98 и выше на 4 копейки — до 61,37 рубля за литр. Цены Аи–92 и Аи–95 не изменились, оставшись на уровне 47,81 и 52,16 рубля за литр соответственно, а дизельное топливо вовсе подешевело на 71 копейку — до 54,51 рубля за литр.
Между тем, по данным Санкт–Петербургской международной товарно–сырьевой биржи, за период с 20 апреля по 19 мая оптовая цена бензина Аи–92 упала на 7,37% — до 37 830 рублей за тонну, Аи–95 — на 5,45% — до 42 343 рубля за тонну. А одновременно с этим в США фьючерсы на бензин достигали отметки $4 за галлон (порядка $1,4 тыс. за тонну), а на заправках цена доходит до рекордных $4,4 за галлон. С ростом цен на топливо сталкиваются и европейские потребители.
Бензин некуда девать
Читайте также:
Бензин
Цены на бензин начали разгоняться после выборов
Рынок нефтепродуктов, в том числе и отечественный, сам по себе достаточно волатильный. "Изменение цен связано с наличием объёмов на внутреннем рынке, с ремонтом заводов, различными сезонными факторами", — поясняет президент НП "Нефтяной клуб Санкт–Петербурга" Олег Ашихмин. Он добавляет, что часто колеблются именно биржевые индексы, тогда как розничные цены, как правило, небольшими темпами двигаются вверх или стоят на месте.
Внутри России фактически оказался излишек нефтепродуктов. Хотя они пока и не включены в европейские санкционные перечни, иностранные трейдеры уже часто не рискуют заключать сделки. К тому же в сторону РФ обратились потоки с белорусских НПЗ, которым в текущих условиях сложнее наладить экспорт куда–либо ещё.
"Отказ европейских потребителей от российских нефтепродуктов привёл к их перенаправлению на внутренний рынок и образованию на нём профицита. Это вместе с продолжающейся работой демпферного механизма снизило оптовые цены, что и позволило ценам в рознице практически не вырасти с начала года", — говорит аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман.
Вдобавок за потребительскими ценами пристально наблюдает ФАС, а биржевые, считается, существуют по рыночным условиям и жёстко не регулируются. Из–за этого участники рынка периодически сталкиваются с претензиями в связи с поднятием контролируемых розничных цен на фоне резкого роста оптовых, на которые никто повлиять не способен. И из–за невозможности установить достаточную наценку они испытывают трудности.
"Сейчас все в ожидании, на что мы выйдем в конечном итоге. Сокращается объём экспорта бензина, в связи с этим его должно быть достаточно для внутреннего рынка. Биржевые цены упали, и мы надеемся, что они снизятся ещё. А вот уже розничные цены к этому моменту, возможно, выйдут хотя бы обратно на показатель рентабельности 10–15%, потому что предыдущий год она была чуть ли не нулевая — выживали кто как может", — утверждает Олег Ашихмин.
По словам Сергея Кауфмана, цены на топливо продолжат расти темпами, уступающими инфляции. Основными факторами, останавливающими увеличение цен на нефтепродукты, эксперт называет профицит на внутреннем рынке и готовность правительства принимать дополнительные меры в случае их роста, а также работу демпферного механизма. "При этом общий повышенный уровень инфляции в стране, подорожавшие кредиты, недоступность западного оборудования и вероятное снижение объёмов нефтепереработки в РФ не позволят нефтепродуктам дешеветь в рознице", — прогнозирует Сергей Кауфман.
Начальник отдела экспертов "БКС Мир инвестиций" Альберт Короев обращает внимание, что скоро начнётся летний сезон, который поддержит спрос, оказавшийся под давлением санкций Запада и в части отказа от закупок энергоносителей из РФ, и в части возникшего дефицита автомобилей.
"В целом ситуация динамична и будет зависеть от того, насколько проявится летний спрос, который может оказаться схожим с периодом 2020 года. С другой стороны, повлияют деструктивные процессы в целом в экономике и то, будет ли в полной мере введено эмбарго ЕС в ближайшие месяцы. Думаю, что, несмотря на летний сезон, не стоит ожидать серьёзного роста цен", — предполагает Альберт Короев.
Потребитель в выигрыше
На фоне падения биржевых цен на бензин усиливается конкуренция между крупными игроками на рынке АЗС. Например, "Лукойл" увеличит своё присутствие. 19 мая ФАС объявила об одобрении покупки "Лукойлом" 99,99% ООО "Шелл Нефть" — "дочки" британско–нидерландского концерна Shell, решившего покинуть РФ из–за специальной военной операции на Украине.
В мае многие заправочные сети запускают новые акции в попытках привлечь больше клиентов. "Лукойл" предлагает удвоенные бонусы по программе лояльности, а "Татнефть" объявила скидку 2 рубля на каждый литр при заправке от 30 до 100 литров. Аналогичное предложение ещё в апреле запустила сеть "Газпромнефть", но, чтобы получить скидку там, клиенту необходимо ещё купить кофе на заправке.