С белого листа: острая фаза бумажного кризиса прошла

Автор фото: ТАСС

Ситуация на рынке бумаги стабилизировалась, но проблема с поставками химикатов и расширением производственных мощностей не решена до сих пор.

Резкий скачок цен на бумагу, возникший в связи с дефицитом на рынке финских отбеливателей, уже не первый месяц обсуждается бизнес–сообществом. Хотя сейчас, по словам экспертов, ситуация куда спокойнее, чем в марте. Напомним, тогда из–за санкций Светогорский целлюлозно–бумажный комбинат (ЦБК) перестал получать импортные реагенты, необходимые для отбеливания целлюлозы. В связи с этим работа производства на некоторое время остановилось, а цены на бумагу для принтеров взлетели до нескольких тысяч рублей за упаковку. В Минпромторге тогда уверяли, что дефицита офисной бумаги не будет и что проблема решится за несколько недель.
Цены действительно стабилизировались, но до спокойствия рынку очень далеко.

Перейдём на бересту?

Как стало известно на этой неделе, американская компания Sylvamo Corporation, главным активом которой на территории РФ является Светогорский ЦБК, собирается продать предприятие. "Мы приняли решение покинуть Россию… и ведём процесс продажи нашего российского бизнеса. Мы работаем над достижением соглашения и планируем завершить этот процесс в кратчайшие сроки", — говорится в опубликованных заявлениях.
Компания осуществляет деятельность через АО "Сильвамо Корпорейшн Рус". Как ранее писал "ДП", мощности завода в Светогорске позволяют выпускать за год порядка 720 тонн целлюлозы, бумаги и картона. По итогам прошлого года около 15% общей выручки Sylvamo пришлось на российский бизнес. В администрации Ленинградской области ранее говорили, что компания не уведомляла областной комитет по труду и занятости о введении на предприятии режима простоя, неполного рабочего времени или высвобождении работников. Там выражали уверенность, что завод будет полноценно работать и сохранит рабочие места. В пресс–службе Sylvamo Corporation корреспонденту "ДП" ответили, что компания в настоящий момент работает. "Ключевым приоритетом для нас остаётся персонал. Нам важно сохранить наших сотрудников", — сказали там.
Доцент факультета таможенного администрирования и безопасности СЗИУ РАНХиГС Владимир Николаев считает, что уход крупного игрока неминуемо отразится на рынке. Комбинат занимает лидирующие позиции по производству бумаги, хотя и не является монополистом.
По словам аналитиков, с которыми пообщался "ДП", возникший в марте дефицит офисной бумаги действительно был устранён за пару недель. Для этого Светогорскому ЦБК пришлось экстренно наладить производство офисной бумаги без использования химии для отбеливания.
"Сейчас рынок более–менее насытился, ажиотажа нет, цены тоже пришли в норму. Хотя Sylvamo Corporation уходит из России, мощности предприятия в Ленобласти останутся, я думаю, их купит “Илим Палп”, с которым у них налажено взаимное проникновение капитала и стратегическое сотрудничество", — поделился мнением о последних событиях генеральный директор ООО "Национальное лесное агентство развития и инвестиций" Виталий Липский.
Эксперты рынка отмечают, что новым владельцам в любом случае не избежать проблем.
"Ключевым аспектом станет способность собственников наладить работу в короткие сроки. Решения проблем известны: смена поставщиков, перестройка логистических маршрутов через другие страны, изменение технологии производства и разработка продукции с учётом ограничений, связанных с невозможностью использовать привычные материалы. Мы видим, что Светогорский ЦБК уже предлагает бумагу под брендом “ЭКО”, которая имеет бежевый оттенок", — говорит кандидат экономических наук, доцент Высшей инженерно–экономической школы СПбПУ Анги Схведиани.
По словам собеседников "ДП", новая бумага не очень пригодна для документов, подверженных копированию, например договоров: ксерокс её воспринимает плохо, темнит и впустую расходует краску. Для платёжек и накладных, впрочем, "экобумага" вполне годится.

Разворот на Восток

Чтобы справиться с проблемой отбеливания, российским производителям бумаги понадобится время. Но, по оценке Виталия Липского, это удастся сделать до конца 2022 года.
Как указывает руководитель отдела аналитики исследовательской компании NTech Дарья Акимова, после новостей о прекращении поставок отбеливателей российские предприятия сразу инициировали переговоры с потенциальными поставщиками из Китая, Турции, Юго–Восточной Азии и Индии.
"Сейчас поставляются азиатские химикаты. Вернулись некоторые финские производители, хотя и не в таком большом объёме, как прежде. Продолжается проект по разработке собственного отечественного химиката для отбеливания бумаги совместно с Северным Арктическим федеральным университетом", — говорит эксперт.
С производством хлората натрия внутри страны ситуация не до конца ясна. Основные условия, необходимые для химической промышленности, — это электричество (а оно обходится бизнесу дорого), технологии, оборудование и гарантированный спрос.
"В стране, конечно, пытаются восстановить производство, которое было утрачено с распадом СССР, но пока только в заголовках газет, — восклицает Виталий Николаев. — Определяющим условием станет спрос на продукцию: если он будет высоким, компании станут инвестировать в оборудование и технологии. Но гарантировать этого пока никто не может".

Время — деньги

Как подчёркивает Анги Схведиани, государству трудно вникнуть в производственные цепочки по каждому из продуктов, чтобы понять, что не производится в стране. Ещё труднее, а в некоторых случаях невозможно организовать это производство.
"Бизнес не может ждать несколько лет, пока будут разработаны и внедрены программы развития, заложен соответствующий бюджет и реализованы действующие механизмы, которые позволят с нуля создать производства. Особенно с учётом того, что многие программы развития активно критиковались Счётной палатой за неэффективность. В лучшем случае, если речь идёт о среднем бизнесе, объём запасов не превышает 1–3 месяцев. За этот период необходимо адаптироваться к новым реалиям, чтобы не разориться", — считает он.
В то же время есть вероятность, что некое маломощное производство необходимых реагентов будет организовано частными предпринимателями, как это было в разгар пандемии, когда ажиотажный спрос сделал в моменте рентабельным массовое изготовление защитных масок. Но это не будет долгосрочным системным решением — вместе с падением цен будет падать и прибыльность такого бизнеса. Кроме того, маломощные производства не смогут обеспечить потребности всей российской бумажной отрасли.
Пока все испытывают сложности с белой бумагой, "Деловой Петербург" отказывается от традиционной цветной бумаги, на которой выходил со дня своего основания. Нет, это не санкции виной и не проблемы в бумажной отрасли. Решение о переходе на белую бумагу было принято ещё в прошлом году. Так получилось, что бумагу необходимого нам цвета просто перестали выпускать в нужных количествах. Смена цвета газеты "Деловой Петербург" — это просто смена "обёртки". Всё самое "вкусное" из новостей, событий и аналитики политико–экономической жизни Петербурга мы оставляем на своём привычном месте. На наш взгляд, именно контент определяет лицо газеты и позволяет ей быть интересным и востребованным информационным продуктом среди политиков и бизнесменов города. Поэтому на новом цвете будет выходить всё тот же знакомый вам "ДП". А "косметический ремонт" в виде смены цвета бумаги полезно проводить даже в таком классическом издании, как наше.
Игорь Павловский
главный редактор "Делового Петербурга"