Склонность людей к экономии даёт возможность бизнесу хорошо заработать.
Маркетплейсы и ретейлеры начали активно запускать программы по продаже б/у товаров, прежде всего техники и электроники. Компании верят, что в России формируется вторичный рынок нового поколения.
Не только распродажи
В начале апреля ресейл–сервис появился у "Яндекс.Маркета". Сейчас на сайте маркетплейса можно купить подержанные смартфоны с трёхмесячной гарантией от партнёра. В компании "ДП" сообщили, что планируют расширять ассортимент б/у товаров в категории электроники и бытовой техники, а также масштабировать это направление на другие категории, например детские и спортивные б/у товары, товары для дома и ремонта.
Для формирования сервиса компания заключила соглашение с партнёрами, у которых уже есть опыт работы с подержанными устройствами и вещами. Скидка на покупку может при этом достигать 60%.
"В случае со смартфонами партнёры “Маркета” проверяют гаджеты более чем по 30 параметрам (динамики и микрофон устройства, чувствительность экрана, ёмкость заряда батареи, разъём для зарядки и другое). Это делается для того, чтобы убедиться в работоспособности телефона и определить его цену. В карточке каждого б/у смартфона указаны его состояние (идеальное, отличное или хорошее) и соответствующая цена", — рассказали в пресс–службе маркетплейса.
В компании уверены, что могут сформировать в России цивилизованный рынок онлайн–продажи подержанных товаров. Во–первых, подержанные товары помогут заместить ту часть ассортимента, которая может временно сжаться из–за рыночной ситуации, пока устанавливаются новые каналы поставок и восстанавливаются логистические цепочки. Во–вторых, благодаря б/у товарам "Маркет" хочет расширить аудиторию сервиса. Такая модель привлечёт пользователей, которые уже давно покупают не новые вещи и товары по модели c2c, привыкли к такому пользовательскому поведению. А также тех, кто начал экономить или находится в поиске существенной экономии всегда в течение года, а не только в период распродаж.
Из рук в руки
Статистика подтверждает, что вторичный рынок активно растёт последние несколько лет. Заметный импульс развития ему дала пандемия, которая многих заставила задуматься об экономии средств. По данным Data Insight за 2020 год, рынок с2с–продаж в интернете достиг 1,06 трлн рублей, рост рынка составил 87% за 1,5 года. Росли как число покупателей, так и частота продаж, сумма среднего чека. Наиболее продаваемые товарные категории на c2c–рынке: "Электроника и бытовая техника" (24% сделок), "Одежда и обувь" (18%), "Детские товары" (17%). Основной причиной покупки у частного лица называли более низкую стоимость товара 54% покупателей.
"Мы считаем, что продажи б/у товаров в России будут расти опережающими темпами с учётом изменений потребительских привычек. Согласно данным опроса Tiburon Research (16–18 марта 2022 года), люди стали уделять больше внимания цене. Большинство (82%) ищут низкие цены и акции, многие (72%) сокращают потребление тех или иных категорий товаров. Кроме того, 26% говорят о том, что стали меньше выбрасывать вещи и дольше ими пользоваться, а 20% подтвердили рост интереса к подержанным товарам", — пояснили в пресс–службе "Яндекс.Маркета".
Не новый, но с гарантией
В начале апреля восстановленными телефонами начал торговать "МегаФон" в партнёрстве с компанией Smart Bazar, которая также взяла на себя функцию диагностики б/у телефонов.
"Мы видим большой потенциал роста в сегменте восстановленной цифровой техники — стоимость таких устройств до 60% ниже. При этом на них распространяется гарантия. Модель по продаже восстановленных смартфонов уже зарекомендовала себя во многих странах мира — последние несколько лет в эту нишу выходят гиганты онлайн–торговли и производители", — рассказали в "МегаФоне".
На б/у товары распространяется гарантия до 180 дней, в продаже находится более 200 различных моделей телефонов. Самым большим спросом в Петербурге пользуются устройства от Samsung, Realme и Xiaomi.
Вместе со Smart Bazar полный цикл выкупа и продажи б/у устройств в этот же период запустил "Связной". За первый месяц продаж компания зафиксировала прирост в количестве на 54%, в деньгах — на 85% относительно предыдущего месяца.
С конца мая продажи уценённых и бывших в употреблении смартфонов в собственной рознице и онлайн–магазине запустили в МТС. На все устройства здесь также распространяется гарантия 90 дней, а скидка составляет до 50%. Б/у гаджеты поступают в продажу из собственного центра постпродажного обслуживания розничной сети МТС. Это модели, которые были возвращены покупателями в течение двухнедельного срока или имеют неполную комплектацию, повреждённую упаковку, лишены защитных плёнок.
У некоторых компаний программы покупки подержанной электроники работают уже не первый год. Многие начали их запускать в начале коронавирусной эпопеи, когда формировались новые экономические условия.
Так, у "Ситилинка" с марта 2020 года существует совместный проект с CleverCel, позволяющий приобрести подержанный iPhone (с незначительными косметическими повреждениями).
"Также длительное время на сайте существует специальный раздел “уценённые товары”, куда попадают устройства, которые вернули покупатели в соответствии с законом о защите прав потребителей. Процент скидки может варьироваться в зависимости от состояния при поступлении. Спрос на такие товары в марте увеличился на 39% по сравнению с февралём 2022 года", — сообщили "ДП" в пресс–службе компании.