Власти Петербурга собираются заключить с Мариуполем соглашение о побратимстве и помочь с восстановлением города. И пока одни эксперты видят у этих приморских городов много общего, другие сомневаются, что Северная столица справится с поставленной задачей, в том числе — из-за нехватки финансов. "ДП" узнал о взаимодействии городов-побратимов и разбирался, чем Петербург может помочь своему потенциальному "родственнику".
О решении "породнить" Петербург и Мариуполь Александр Беглов сообщил 24 мая, после разговора с главой ДНР и руководителем городской администрации. Проведя параллель с блокадным Ленинградом и напомнив об исторических связях, градоначальник обозначил главное — оба города имеют мощнейший промышленный потенциал и портовую инфраструктуру. А значит и "оказать содействие в возрождении" Мариуполя город на Неве способен как никто другой.
На следующий день после этого стало известно, что петербургские инженеры, строители и логисты помогут с восстановлением Октябрьского района Мариуполя. Беглов уточнил, что города уже начали взаимодействие по четырём направлениям, а "конкретные действия" последуют за формированием команд профильных специалистов. При этом говорить об условиях сотрудничества и возможных финансовых тратах в Смольном пока не готовы.
Жест доброй воли
Традиция городов-побратимов зародилась в 1942 году. Тогда жители британского Ковентри, который был практически разрушен во время немецких бомбардировок, организовали сбор средств для находившегося в таком же состоянии Сталинграда. Вместе с собранными деньгами ковентрийцы передали скатерть, на которой вышили свои имена и послание: "Лучше маленькая помощь, чем большое сожаление". Спустя два года Сталинград и Ковентри заключили первое в мире соглашение о дружбе и сотрудничестве.
Сейчас эта практика распространена по всему миру. У одного только Петербурга до недавнего времени было более 90 городов-побратимов, но после начала военной спецоперации их количество сократилось. В том числе — за счёт расторгнувшего соглашение финского Турку — первого "брата" Северной столицы. Доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций СЗИУ РАНХиГС и кандидат политических наук Ольга Дегтярёва отмечает, что дипломатические отношения между городами имеют под собой куда более прочный фундамент, чем может показаться на первый взгляд.
“
"На практике культурное взаимодействие городов-побратимов логически укладывается и в другие плоскости. Помимо обмена делегациями, создания колоссально значимых образовательных программ, речь в том числе идёт об экономических отношениях, взаимодействии предприятий и бизнеса. Поэтому от разрыва отношений между городами страдает и местное население, как это было во время пандемии. Сейчас в том же Турку у многих петербуржцев есть недвижимость, у кого-то дети учатся в Финляндии и из-за санкций им теперь очень сложно переводить деньги. Так что речь прежде всего о взаимодействии на уровне населения, исторической памяти", — объясняет Дегтярёва.
Где-то уже было
В качестве примера доцент приводит Петербург и Харьков, которые стали побратимами ещё в 2003 году. Более 10 лет их объединяли партнёрство "Киров-Энергомаша" с украинским "Турбоатомом", образовательные программы СПбГУ и Харьковского университета, общение ветеранских организаций, визиты туристов и многочисленные культурные мероприятия — тот же фестиваль Клавдии Шульженко. Однако после 2014 года дипломатические отношения ухудшились: на российское консульство в Харькове совершались нападения, совместные программы и дипломатическое взаимодействие зашли в тупик, а поездам, которые отправлялись в сторону Москвы и Петербурга, впервые за долгие годы перестали включать "Прощание Славянки".
“
"Отмена подобных традиций — отчасти информационная война. Она обусловлена политикой [соседнего] государства и направлена на подрыв культурных связей. В Новосибирске, который до недавнего времени тоже был побратимом Харькова, в своё время проживало более 20 тыс. украинцев: по сути это такой же академгородок с физиками-ядерщиками. Если посмотреть на историю — многие вспоминают архитектуру: даже центры Петербурга и Харькова чем-то похожи", — напоминает эксперт.
О влиянии Северной столицы на Харьков и Мариуполь также говорит искусствовед и архитектурный критик Владимир Фролов. Специалист напоминает, что после окончания ВОВ ленинградские архитекторы не только занимались восстановлением городов по всему СССР, но и создавали уникальные ансамбли в 1930–1940 годах, в том числе — на территории Севастополя. Послевоенная архитектура Мариуполя также частично формировалась под влиянием ленинградской архитектурной школы.
"Об этом говорит и визуальное впечатление: можно просто посмотреть на фотографии [улиц] и увидеть, что эта связь присутствует. В каком-то смысле все города-порты похожи между собой. В Петербурге можно увидеть и что-то от Венеции, и от Константипоноля. Наверное, архитекторы и проектировщики испытывают определённое вдохновение, когда могут увидеть будущие здания в водной перспективе... Безусловно, чувство контекста большинства петербургских архитекторов позволит не только опираться на существующие или исторические прообразы, но и добавить что-то новое", — считает Фролов.
Земля обетованная
Схожесть Петербурга и Мариуполя прослеживается и в других аспектах: оба появились в XVIII веке, образованы в устьях рек, имеют доступ к морю и даже статус крупных промышленных центров города получили единовременно, к началу XX века. Ольга Дегтярёва полагает, что сотрудничество Мариуполя и Петербурга на уровне тех же машино- и судостроительных заводов будет наиболее выгодным, поскольку такое взаимодействие уже происходило до обострения ситуации.
“
"Промышленность разных регионов изначально связана — все так или иначе поставляют что-то друг другу. Тем более, что там ещё в советский период заложены большие мощности и есть ниши, которые никто не может занять. В этом смысле обмен комплектующими с предприятиями в том же Харькове был жизненно важным процессом, который складывался годами", — объясняет эксперт.
Очевидно и то, что оба города имеют важное стратегическое значение. Созданный как центр чёрной металлургии, Мариуполь превратился в город-порт с высоким потенциалом, подъездными путями и логистикой.
Заместитель Главнокомандующего ВВС РФ по вопросам Объединённой системы ПВО государств-участников СНГ до 2007 года и военный эксперт Айтеч Бижев напоминает, что во времена СССР в Мариуполе стояла зенитно-ракетная бригада и работала усиленная система ПВО. Кроме того, рядом с той же "Азовсталью" находятся залежи ториевых песков, который можно использовать для создания ядерного оружия. С учётом нынешней неспокойной обстановки важность этих территорий многократно возрастает. Часть опрошенных "ДП" экспертов предположила, что после восстановления инфраструктуры Мариуполь в том числе сможет зарабатывать за счёт своего туристического потенциала, однако заглядывать так далеко пока рано.
Опыт есть
После окончания Второй Мировой войны к масштабной реконструкции в освобождённом Ленинграде, Новороссийске, Твери, Волгограде, Кишинёве, Великом Новгороде и Севастополе привлекали лучших специалистов, а работе "на земле" предшествовала большая подготовка. Поскольку побратимство подразумевает сотрудничество городов на равных, заключая соглашение Петербург и Мариуполь должны разграничить полномочия между местными властями и городом-побратимом, уверен Айтеч Бижев.
“
"Город считается восстановленным, когда организована жизнедеятельность: ходит общественный транспорт, открыты школы, поликлиники, детские сады, работают органы власти и местного самоуправления, восстановлены коммуникации, подана обеззараженная вода, созданы минимальные условия для людей, чтобы они могли вернуться в дома и к работе. Прежде всего будет восстановлено железнодорожное сообщение и дорожно-автомобильная сеть, дальше — морское сообщение, — перечисляет генерал-лейтенант. —После Второй мировой за очень короткий период восстанавливались города и целые регионы: Калининград, Волгоград, Прибалтийские страны. Где-то через 10 лет следов войны просто не было. Думаю, что в течение 3–5 лет всё будет восстановлено, как это было в Грозном [после Второй чеченской войны]".
Экономисты такого положительного прогноза не разделяют, поскольку сначала предстоит установить масштабы реконструкции. В конце апреля в Киеве заявляли, что те или иные повреждения в Мариуполе получили 90% домов, а 40% необходимо отправить под снос. Если брать за основу эти данные, получается, что строить "с чистого листа будет" гораздо дешевле и проще, чем восстанавливать и вывозить разрушенное.
Не стоит забывать и о том, что восстановление городов после Второй мировой происходило в том числе за счёт репараций. Директор образовательной программы "экономика" кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Артём Голубев напоминает, что Германия смогла осуществить эти выплаты только благодаря огромным кредитам от США. К слову, план Маршала предполагал выдачу таких кредитов и Советскому Союзу, однако по идеологическим мотивам СССР брать деньги у США отказался.
А денег нет
Вопросы идеологического характера актуальны и сегодня: история с шефством российских регионов над пострадавшими территориями позволит федеральному центру дистанцироваться от происходящего в политическом смысле. Ведь если помощь идёт от города-побратима, это вызовет куда меньше спекуляций на тему дальнейших планов РФ.
Та же Ленинградская область весьма оперативно включилась в восстановление Енакиево (ДНР). Причём региону удалось не только достигнуть договорённостей о размещении модульного асфальтного завода, но и сказать, какие суммы будут потрачены в обозримом будущем. По словам вице-губернатора по транспорту и ТЭК ЛО Сергея Харлашкина, только восстановление дорожной инфраструктуры обойдётся примерно в 2 млрд рублей. И это уже не говоря о намерениях обновить систему ЖКХ, оборудовать школьные классы и помочь с современным медоборудованием. Плюс ко всему — помощь беженцам, которые уже находятся на территории региона. И даже если на первых порах на это будет уходить местный бюджет — в дальнейшем без помощи Москвы ни Ленобласти, ни Петербургу, ни другим российским регионам не обойтись. Особенно если учесть, что 2/3 из них регулярно получают подпитку в виде субсидий.
“
"Позволить себе помогать могут субъекты РФ с профицитом бюджета, а у Петербурга он последние несколько лет выходил с дефицитом. Создавать его целенаправленно — тоже глупо: если деньги не потрачены в течение года, большой вопрос, как федеральный центр распределит их в следующий раз. Получается, либо надо урезать расходы своего субъекта, либо где-то взять средства, что очень сложно в условиях экономического кризиса. Поэтому скорее всего регионы будут оказывать преимущественно консультативную помощь, а если деньги и будут выделяться из регионального бюджета, то и в дальнейшем попробуют компенсировать ", — говорит Голубев.
По сусекам
Доцент полагает, что частично инвестиции могут поступить от привлечённых к работе петербургских застройщиков. Однако такое партнёрство будет эффективно, если помимо господрядов компании получат дополнительные земельные участки или право арендовать интересующие их объекты (похожий опыт можно наблюдать при строительстве олимпийских объектов в Сочи). При этом размер преференций в данный момент является едва ли не определяющим фактором.
“
"С одной стороны застройщики могут неплохо заработать, но не стоит забывать о росте цен на стройматериалы. Проблемы могут возникнуть и при коммерческой реализации проекта: вряд ли кто-то захочет покупать квартиру в разрушенном городе по рыночным ценам. Плюс в случае с государственно-частным партнёрством велика коррупционная составляющая, да и финансирование прежде всего ляжет на плечи налогоплательщиков, а налогов больше явно не станет", —рассуждает эксперт.
Увеличить ликвидность, напечатав $9 трлн как ФРС США, у России с нынешним положением рубля явно не получится. Да и с размещением ценных бумаг федеральное правительство не спешит — дорого, пока ставка не упала хотя бы до 10%. Учитывая, что плотность по размещаемым облигациям у региональных субъектов РФ должна быть не менее 13–14%, уже к осени обслуживать такой долг будет довольно непросто. Опасения вызывают и прогнозы Минфина, который ожидает значительный дефицит бюджета во втором полугодии.
“
"Мы явно пока не в том положении, чтобы включать печатный станок и серьёзно за счёт этого увеличивать свою экономику и восстанавливать чужую. Это потребует огромных денежных вложений, десятки триллионов рублей. Относительно свободные средства есть только в ФНБ. Но учитывая предстоящее повышение индексации, МРОТ и т.д. нам они в сложившейся ситуации и самим пригодятся. Да и военные действия пока продолжаются, это тоже затраты. Главным остаётся вопрос о статусе этих территорий, а для этого должны сформироваться дипломатические связи. Но Украина пока явно не готова подписывать мирный договор. К тому же, если мы призовём "помочь всем миром", чётко разделяя восточную и западную Украину — ООН и другие международные организации едва ли будут помогать её восточной части", — отмечает Голубев.
Некуда бежать
Эксперт полагает, что подшефными территориями могут заняться госкорпорация или ведомство, которые создадут на период восстановительных работ. Кроме того, российские и региональные власти могут обратиться к опыту стройотрядов, и привлекать к работе не только профильных специалистов, но и волонтёров. Нередко к восстановлению городов привлекают военных, поэтому в качестве рабочей силы подойдут и солдаты срочники, а профессиональных строителей вполне могут отправлять на рабочие вахты.
Однако говорить о том, что вложенные усилия окупятся в ближайшие годы не приходится. Только на застройку отдельных районов Петербурга и Ленобласти потребовались десятки лет и сотни миллиардов рублей, а на восстановление Мариуполя могут потребоваться триллионы. После сноса той же "Азовстали" освободится 11 км2, а значит на их застройку и развитие тоже потребуются деньги и время. В лучшем случае — при условии достойного финансирования и быстрых темпах — на восстановление одного города может потребоваться 7–8 лет, сейчас — как минимум 15–20 лет.
“
"Проблем много и пока непонятно, откуда планируют финансировать. Если из ФНБ — логично возникает вопрос: как от этого улучшится наше национальное благосостояние. Про сотрудничество с Белоруссией тоже много говорят. Но ВВП за последние 30 лет благодаря этому колоссально не вырос, да и российские компании вряд ли многократно увеличили производство и поставки. Только на сэкономленных за эти годы субсидиях по нефти и газу — а это около 100 млрд долларов — по всей России могли реально качественно сделать дороги. И это я уже не говорю об огромных долларовых кредитах и политических моментах по Крыму, Абхазии, Южной Осетии. И если подшефные территории Украины впоследствии станут для РФ чем-то вроде Белоруссии, когда и какую выгоду от этого получит Россия — неочевидно. Особенно если учитывать, в каком состоянии находятся эти регионы", — резюмирует Голубев.
Финансовые трудности ожидают и США с Европой. Конечно, обладая самыми востребованными валютами в мире, Запад сможет реализовать долговые бумаги и частично закрыть выпадающие траты. Однако из-за роста цен и нехватки продовольствия в менее обеспеченных странах может повториться сценарий Арабской весны, после чего ЕС неизбежно столкнётся с новым притоком беженцев на фоне энергетического кризиса и станет для США весьма ощутимым балластом. А поскольку винить в случившемся закономерно будут Россию, надеяться на смягчение санкций и улучшение ситуации в обозримом будущем не приходится.
Не стоит надеяться и на действенную поддержку со стороны Китая, который прежде всего заботится о собственном благополучии. Последние месяцы показали, что если потери от вторичных санкций превышают для КНР пользу от ведения бизнеса в России — китайские компании просто уходят с рынка — тихо и без заявлений. Разве что говорят: "Да-да, конечно! Будем рады с вами ещё посотрудничать. Но когда-нибудь потом..."