Топ-3 социальных практик Петербурга
1. Как на курорте
При беглом изучении взаимодействия с персоналом компании Biocad может возникнуть впечатление, что работа там сродни пребыванию в турецком All inclusive: "Сотрудникам доступны различные опции программ здоровья и благополучия, корпоративных мероприятий, возможностей обучения и развития". Разве что не наливают.
Коллектив дружно занимается бегом, йогой, играет в футбол и волейбол — в планах вовлечь в эти игры все офисы и расширить линейку видов спорта.
Пандемийный проект Quaranteam: обеспечение комфортной работы из дома, — заинтересовал три четверти коллектива. 20% сотрудников пользуются программами психологической поддержки, а 15% занимаются спортом. В среднем за год каждый сотрудник 24 часа учился на внутренних тренингах и курсах — в 2021–м в основном soft skills, но в 2022–м прокачают hard skills. В компании не хватало scram–мастеров и SAS–специалистов — и их решили вырастить внутри. За полгода обучили 10 scram–мастеров, шестеро остались в штате, с SAS–специалистами вышло даже лучше: из 10 умеющих консолидировать и обрабатывать данные клинических исследований в компании остались восемь.
С аптекарской точностью фармацевты оценивают эффективность своих начинаний и стремятся "удерживать уровень удовлетворённости сотрудников программами нематериальной мотивации, здоровья и благополучия на уровне не менее 8 из 10".
2. Праздник без конца
В компании "Вертекс" — как на хорошем корпоративе: никто не остаётся без подарка. Для новичков есть приветственный набор брендированных офисных атрибутов — это кружка и письменные принадлежности, а также образцы косметической продукции компании и шоколад. За активность, идеи и достижения сотрудники могут набирать баллы и претендовать на получение призов — от кружки до смартфона, кофемашины и робота–пылесоса. В рамках проекта "Дом культуры" трудящиеся предлагают идеи времяпрепровождения или даже обучают коллег разным видам мастерства в нерабочее время.
Работает программа для стажёров "Новое поколение" с оплатой билетов и проживания для иногородних, выплатой стипендии. Спорт и корпоративное обучение тоже присутствуют. С 2022 года компания вошла в нацпроект "Производительность труда" и начала прививать сотрудникам навыки бережливого производства. За счёт этого "Вертекс" рассчитывает в течение 3 лет ежегодно увеличивать их эффективность минимум на 5%.
3. По порядку рассчитайсь
В компании "Воздушные ворота Северной столицы" декларируют "развитие каскадных коммуникаций", а проще говоря, взяли на вооружение модель октябрятской звездочки. В службах с большим числом сотрудников коллективы разделены на пятёрки, у каждой есть лидер. Его задача — быть проводником информации от руководителей к сотрудникам и наоборот. Лидеры пятёрок регулярно встречаются с гендиректором компании, рассказывают о работе и атмосфере в коллективе, делятся своими идеями.
Со всем коллективом генеральный директор тоже встречается и беседует, но реже — раз в квартал. В повестке дня рассказы о проектах и достижениях компании, ситуации в отрасли и перспективах. Вопросы приветствуются.
"Информационные потоки движутся в двух направлениях: к команде и от неё. Развивается обратная связь, чтобы команда была в едином информационном поле, а руководители знали, что интересует или волнует коллектив", — теоретизирует HR "Воздушных ворот".
По итогам встреч, опросов и прочего общения появляются проекты поддержки персонала: новая фирменная одежда для тех, кто работает с пассажирами (эскизы и ткань выбирали сами сотрудники, они же тестировали форму перед окончательным выбором), новая спецодежда и спецобувь — с термобельём для служб на перроне, витаминизация (в периоды сезонных заболеваний компания компенсировала сотрудникам затраты на витамины).
Выбор редакции
Пока наши эксперты выбирали кейсы, где–то радуясь, где–то печалясь тому, как компании понимают и экологическую, и социальную повестку, редакция решила определиться со своими симпатиями.
Забавно, что в обоих случаях выбор пал на компанию "Ленэнерго" (все описания кейсов были обезличены, а список компаний — конфиденциален).
Экологический проект оказался очень технологичным, но в итоге и очень милым. Это профилактические работы на воздушных линиях электропередачи компании. Их проводят прежде всего, чтобы минимизировать технологические нарушения после гнездования птиц, но также чтобы предотвратить травмирование и гибель пернатых. Суть в монтаже самонесущего изолированного провода (СИП) на воздушных линиях 6–10 кВ. Он покрыт специальной полимерной оболочкой, исключающей контакт птиц с токонесущей частью провода.
Впечатливший нас социальный кейс касался пенсий. "Ленэнерго" за счёт собственных средств организует НПО работников, уходящих на пенсию по возрасту.
“
Исходя из своей практики, Санкт–Петербургская торгово–промышленная палата отмечает, что в последнее время всё больше компаний уделяют внимание ESG–повестке и стараются быть социально ответственными.
Мы считаем это положительной тенденцией, так как современный бизнес характеризуется не только тем, сколько он зарабатывает, но и тем, как он это делает, — как влияет на окружающую среду, строит отношения с сотрудниками и клиентами, насколько эффективно осуществляется его управление.
Ключевыми критериями при оценке кейсов стало то, насколько разнообразные инициативы реализуют компании, а также то, насколько полно они описали достигнутые результаты. Примечательно, что во многих компаниях это не просто набор разрозненных мер, а целая политика, состоящая из взаимодополняющих мероприятий, своеобразная "философия бизнеса".
Мы считаем, что составление подобных рейтингов является важным элементом внедрения принципов устойчивого развития и их распространения. Ведь это не только помогает определить лучшие практики, но и подаёт хороший пример для подражания другим бизнесам.
Владимир Катенёв
президент Союза "Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата"
Топ-3 экологических практик Петербурга
1. Квартиры для ответственных
"Группа ЛСР" серьёзно сфокусирована на экологии. В компании внедряется централизованная автоматизированная система "Нефинансовая отчётность", которая учитывает данные в области охраны окружающей среды: показатели объёмов выбросов в атмосферу, образования отходов и способов обращения с ними. Считают и прямые выбросы парниковых газов от предприятий сегмента строительных материалов и производства. Косвенные выбросы тоже учтут, но попозже.
Кроме того, в ЛСР решили позаботиться о минимизации личного углеродного следа клиентов, покупающих недвижимость. При строительстве применяются разные решения — дома должны быть энергоэффективными, с доступом к общественному транспорту, станциями зарядки для электромобилей. Компания стремится строить с высоким классом энергоэффективности — не ниже класса "В". Владельцам жилья от ЛСР теперь, видимо, придётся подтянуться, чтобы их бытовые привычки соответствовали уровню сознательности квартир.
2. От бюрократии к планшетократии
Несмотря на то что деятельность "Вертекса" не оказывает существенного воздействия на окружающую среду, в компании есть специальный отдел, который занимается проблемами отходов. В результате фармацевты гордятся пионерскими результатами по сбору вторсырья.
В 2021 году сдано в переработку более 89 тонн макулатуры и пластика. Только на этом компании удалось заработать 930 тыс. рублей и компенсировать треть собственных затрат на вывоз отходов. Сознательность оказалась ещё и выгодной!
Любопытно, что в том же 2021 году запущен проект по переходу с бумажного на электронный документооборот в двух производственных цехах. Действовали решительно: закупили около 100 планшетов и разработали специальное приложение. За год с небольшим технология позволила сэкономить 45 тыс. листов бумаги.
Учитывая, что в упомянутые 89 тонн офисная бумага тоже включена, у компании впереди ещё большая работа.
3. Остановка из упаковки
Компания "Балтика" эпично закрывает гештальт. Ответственных пивоваров не могло не беспокоить то, что антиобщественное поведение некоторых потребителей продукции наносит ущерб окружающей среде. И больше всего от него страдают детские площадки и остановки общественного транспорта. Так вот теперь эти площадки и остановки создают из использованной пивной тары.
В одном из парков Нижнего Новгорода "Балтика" установила экологическую площадку, полностью выполненную из переработанной пластиковой упаковки и речного песка. Для проекта передали около 200 кг упаковки, на одну лавочку уходит 42 кг. Ещё 250 кг пластика, собранного в установленных компанией фандоматах, ушло на создание автобусной остановки, которую подарили одному из областных центров Центральной России.
В 45 городах страны установлено почти 3 тыс. контейнеров для раздельного сбора. В 2021–м собрали и утилизировали более 160 тыс. тонн — это 57% объёма выпущенной компанией за год упаковки.
3. Пряники для деревьев
В Biocad есть корпоративная валюта "Пряники" (мы не решились спросить, как насчёт кнутов). Тратить её сотрудники могут по своему усмотрению в корпоративном маркетплейсе, где в ассортименте представлены товары от мерча и подарочных сертификатов до лотов на добрые дела. В частности, можно вложиться в проект "Посади дерево" — профинансировав реальные лесопосадки.
В 2021 году пожертвования в этот проект сделали 650 сотрудников, и в результате на 3 га в Ленинградской области вырастут 10 тыс. саженцев сосны. Классический бор.
Из менее масштабного: на всех площадках компании есть специальные боксы для сбора макулатуры и батареек, а книголюбы могут поучаствовать в буккроссинге через корпоративную библиотеку. Она — во всех офисах компании.
В 2021 году стартовал стратегический план по сбору лекарств на переработку от сотрудников компании: на всех площадках компании в Москве и Санкт–Петербурге разместили специальные боксы. В итоге к концу года на переработку отправили 19 кг просроченных медикаментов.
“
Выбранные нами кейсы отвечали ряду важных критериев. Например, среди них был вдохновляющий пример реальной экологической ответственности: деятельность компании не наносит значительного ущерба окружающей среде, однако внимание к экологическому состоянию мотивирует менеджмент к высокотехнологичным решениям, направленным на сокращение даже незначительных загрязнений. Также было оригинальное и простое решение для мотивации сотрудников к экологически ответственному поведению через вовлечение их в экологические практики. И там же был отличный пример буккроссинга через корпоративную библиотеку — он заслуживает всяческого распространения. Был вариант системного подхода компании к проблемам охраны окружающей среды, который в сочетании с инновационными решениями позволяет вовлекать в экологические и энергосберегающие практики покупателей её товаров (жилья).
В социальных практиках яркое впечатление произвели примеры масштабных мотивационных социальных программ при системном подходе, интеграции научных методов в практику создания социальных программ и подчёркнутом внимании к творческому и интеллектуальному развитию сотрудников.
Всегда хороша очевидная простота применяемых методов, вполне доступных для любой компании, и, с другой стороны, глубокая сфокусированность социальных программ на реальных потребностях и нуждах работников — такой кейс тоже был представлен.
Ещё один кейс привлёк наше внимание сочетанием традиционных механизмов вовлечения персонала в социальные программы с современными подходами к организации управления рабочим и личным временем и вниманием к личностному росту, профессиональному развитию и совершенствованию социальных навыков сотрудников.
Игорь Муравьёв
исполнительный директор Союза "Ленинградская областная торгово-промышленная палата"