Три иностранные буквы "ESG" весьма плотно вошли в бизнес–лексикон России ещё до пандемии. Иметь собственную ESG–стратегию было модно, правильно и ответственно. Об этом говорили на многочисленных дискуссионных площадках, обсуждали в правительстве и готовили презентации. Бизнес должен был самостоятельно взять на себя бремя экологичности, лояльности к представителям социума как в компании, так и вне её, вести антикоррупционную работу и "прозрачно и ответственно" взаимодействовать с органами власти.
В целом — набор дежурных фраз про то, что мы "за всё хорошее, против всего плохого".
ESG, по мнению активистов, которые продвигали эту политику, должна была сделать бизнес дружелюбнее, мир — честнее, а окружающую нас среду — чище. Критики с момента появления аббревиатуры говорили, что за этими красивыми словами нет как минимум ничего нового, что это всего лишь попытка переупаковать старые рассказы о прогрессивности компаний, которые не только зарабатывают деньги, но и думают о ближних своих.
И как только началась военная операция на Украине, западные компании (основные "двигатели" ESG–повестки) как по команде забыли про свои "общечеловеческие" ценности — когда перед ними поставили задачу выхода из России.
Ответственность перед работниками, права трудоустроенных инвалидов, вопросы экологии — это всё оказалось не важно в тот момент, когда тебе угрожают потерей крупных заказов, если ты не уйдёшь из России. И тут, казалось бы, и всем остальным можно забыть про эту самую ESG. Особенно сейчас, когда в экономике страны всё и так не очень хорошо, а будет ещё хуже.
Но как показывает практика, в каждой идее есть здравое зерно. Есть оно и в ESG–политике. Принципы, которые закладывались в её основу, содержат в себе полезные мысли. Любой бизнес так или иначе решает задачи не только по извлечению прибыли, но и по формированию вокруг себя комфортной социальной среды. Эту аксиому выучили уже, похоже, все: "не может быть отдельный успешный бизнес в агрессивной социальной среде". А значит здравые принципы ESG можно брать на вооружение. Особенно сейчас, когда идёт масштабная перестройка экономики.
Нам нужны внятные правила игры и понятные критерии оценки бизнеса, который ответственно подходит к своей работе, к окружающей среде и к людям, которые взаимодействуют с этим бизнесом. Эту ответственную бизнес–политику можно называть по старинке "ESG", можно придумать русскую аббревиатуру, не важно. Главное здесь — содержание этой политики и независимая внешняя оценка.
Кстати, за годы разговоров так и не были сформированы единые критерии соответствия компании принципам устойчивого развития и тем более признаваемые всеми методики измерения. Сегодня "ДП" фактически заявляет о выходе на рынок со своей собственной шкалой. Безусловно, с годами она будет дорабатываться и уточняться. Но совершенно точно неизменным останется главный принцип: как представители медиа, мы склонны в первую очередь оценивать в деятельности компаний то, что действительно волнует людей и влияет на окружающий нас мир.
Поэтому стремиться будем к тому, чтобы формулы были максимально простыми, а показатели — максимально наглядными.