Заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и жилищно–коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева накануне обмолвилась о необходимости "дать максимум возможностей гражданам для улучшения жилищных условий". Сказано это было в контексте возможного расширения льготной ипотеки на апартаменты. Однако куда уместнее была бы помощь государства при покупке недвижимости на вторичном рынке.
Статистика сервиса "ЦИАН" по Петербургу показывает, что в апреле было заключено 7,2 тыс. сделок на вторичке, что на 35% меньше по сравнению с мартом и на 45% ниже показателей за апрель прошлого года. А объёмы выдачи кредитов в данном сегменте, по подсчётам Центробанка, за месяц рухнули в 3,2 раза. То есть сделок с привлечением займов на вторичном рынке становится всё меньше.
Если вы решили продать квартиру в каком–либо регионе, чтобы переехать в Москву или Петербург, то вас ждут плохие новости. Найти желающих на такую недвижимость сейчас будет почти нереально. Кредиты на вторичку в лучшем случае можно взять под 13–14%. Из–за отсутствия льготных ставок можно надеяться только на покупателей с "живыми" деньгами на руках.
Прежняя цепочка, при которой деньги со вторички перетекали в новостройки, больше не работает. И это одна из ключевых проблем для девелоперов, поскольку доля региональных покупателей в Петербурге составляет около 25%. Некоторые компании, специализирующиеся на дешёвом масс–маркете, заявляют даже о 40%.
Ловушка льготной ипотеки на новостройки связана с тем, что она направлена не на поддержку людей, а на поддержку девелоперов. Которые в итоге вынуждены задирать цены, чтобы отыграть свои потери. Запуск полноценного субсидирования ставок на вторичном рынке, хотя бы ниже двузначных значений, теоретически может изменить ситуацию.
Участники рынка уже направляли властям просьбу о распространении льгот на вторичку. В конце 2020 года эту идею поддерживала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. В начале 2022–го до чиновников вновь попытались достучаться: член профильного комитета Госдумы Александр Якубовский направил схожую инициативу премьер–министру Михаилу Мишустину. Но дальше разговоров дело так и не пошло, инициатива зависла где–то на уровне Минстроя и Минфина.