Самые популярные предметы — математика, обществознание, русский язык, физика, химия, информатика и биология.
Сегодня,1 июня, отмечается День защиты детей, но школьникам и их родителям в это время, как обычно, не до праздников. Особенно девяти– и одиннадцатиклассникам, которым в этом году предстоит пережить сдачу ОГЭ или ЕГЭ. С середины апреля по май спрос на репетиторов среди петербургских школьников вырос на 183%, рассказали "ДП" в пресс–службе "Авито Услуги". Количество объявлений от учителей за то же время увеличилось на 58%. Интересно, что средняя цена занятий в преддверии экзаменов снизилась на 25%.
По словам руководителя развития категории "Обучение и курсы" на "Авито Услугах" Игоря Санникова, ещё в январе петербургские родители начали активно искать для своих детей наставников по математике (спрос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 72%), русскому языку (+69%), биологии (+42%) и истории (+55%). В топ также вошли учителя по английскому (+20%) и французскому (+64%).
В пресс–службе сервиса "Профи" подтверждают значительный рост спроса весной относительно зимы. По данным портала, в этом году в Петербурге чаще всего искали репетиторов по английскому языку (+19% год к году), математике (+17%), русскому языку (+19%), информатике (+13%).
Однако картина не везде одинакова. Статистика сервиса YouDo, наоборот, фиксирует снижение текущего спроса на 14% по отношению к маю 2021 года. Тем не менее в пресс–службе компании отмечают, что заметно популярнее стали услуги преподавателей по информатике и программированию — рост на 55% в сравнении с 2021.
В ассоциации "Санкт–Петербургский городской родительский комитет" говорят, что в среднем дополнительные занятия детей с петербургскими репетиторами обходятся от 1 тыс. до 2,5 тыс. рублей за академический (астрономический) час при очной работе, дистант — дешевле. Самые высокие тарифы устанавливают учителя–предметники, самые низкие расценки — у студентов.
Как показывает практика, спрос на специалистов есть всегда. В некоторых случаях (довольно часто в последние годы) дети начинают заниматься с репетиторами уже с 5–6–го класса. Чаще всего — чтобы решить индивидуальные проблемы с отдельными предметами школьной программы. Целенаправленная подготовка к экзаменам начинается с 9–го класса и далее идёт по нарастающей, до самого выпуска.
"В старшей школе почти половина детей занимаются дополнительно с 10–го класса, в 11–м практически 90% детей работают с репетиторами. Занять бюджетное место в вузе с низким баллом нереально. Родителям дешевле нанять репетитора, чем платно учить ребёнка 4 года. В некоторых случаях на эти цели направляются даже деньги из материнского капитала", — отмечают в ассоциации.
Генеральный директор онлайн–школы "Стимул" Галина Буторина считает, что подготовки к экзаменам онлайн бояться не стоит. Педагоги онлайн–курсов достаточно квалифицированы, администрация не ограничивает их подбор по территориальному принципу. Она добавляет, что при выборе репетитора стоит насторожиться, если преподаватель проводит "входной отбор". Это может говорить о его недостаточной квалификации и стремлении работать только с детьми, потенциал которых и так позволит им успешно сдать экзамены.
Проблема недоступного вузовского обучения остаётся актуальной для петербургских родителей. В среднем на бюджетные места после школы поступают лишь около 30% выпускников. Семьям остальных приходится взять на себя тяжёлое финансовое бремя. Следует учитывать, что ежегодно стоимость обучения понемногу увеличивается.
В "Родительском комитете", однако, не винят школы в столь низкой статистике поступления на бюджет. Проблема — в системе образования в целом: за отведённые для изучения предметов часы в программе педагоги просто не в состоянии подготовить "высокобалльников". На это не хватает ни времени, ни сил, ни преподавателей. "Высокий результат на экзамене или победу в олимпиадах обеспечивает лишь дополнительное глубокое изучение предмета и постоянные тренировки. Либо в рамках интегрированных в школьную программу курсов дополнительного образования и олимпиадных командных тренировок, либо за счёт родителей — на рынке репетиторских услуг", — считают в ассоциации.
Как отмечает профессор кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС Альбина Бесчасная, обращение за помощью к репетирам или на специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ целесообразно в последние 2 года обучения в школе. Первый год посвящается ликвидации пробелов в знаниях, а второй — уверенному оперированию знаниями в решении разнообразных задач, причём не обязательно в формате ЕГЭ.
Успешность прохождения школьниками выпускных испытаний зависит от степени их мотивации. "В вопросе обращения к репетиторам необходимо руководствоваться планами и желанием ребёнка продолжить обучение в вузе. Если желания нет, то финансовые затраты могут оказаться бессмысленными. Надо предоставлять ребёнку возможность совершать собственные ошибки и пытаться исправлять их самому. В том числе и в виде неудачно сданного ЕГЭ", — считает она. Эксперт также указывает, что, по данным предметных комиссий ЕГЭ, с 2019 года число 100–балльников увеличивается. Одновременно с этим в последние 2 года наблюдались колебания или рост числа тех, кто не смог преодолеть минимальный порог баллов. При этом стабильным практически по всем предметам сохраняется средний балл ЕГЭ за последние 3 года — это 56–59 баллов. Выбиваются из этой статистики языковые дисциплины, по которым средний балл — 70–74.
Напомним: экзаменационная кампания для выпускников школ стартовала 26 мая и продлится до 2 июля. Досрочная сдача ЕГЭ происходит уже с 21 марта. Также предусмотрен дополнительный период сдачи 5–24 сентября. Девятиклассники начали сдавать основной государственный экзамен с 20 мая, дата последнего — 15 июня.
Досрочный период ОГЭ прошёл с 21 апреля по 17 мая. Повторно сдать его, по решению государственной экзаменационной комиссии, ребята смогут в сентябре.