В начале июня с фасада дома на улице Маяковского, в котором жил Даниил Хармс, стёрли знаменитое граффити. Его должна заменить световая проекция, однако включат её в лучшем случае к концу лета. О многолетней эпопее вокруг портрета поэта-абсурдиста, непоследовательности Смольного и вреде курения — в материале "ДП".
Граффити на лицевом фасаде дома №11 на улице Маяковского появилось в 2016 году. Мурал высотой в три этажа создали стрит-арт-художники, узаконить работу, по правилам благоустройства, оказалось невозможно, тем не менее ставший городской достопримечательностью портрет Хармса не трогали шесть лет — он просуществовал значительно дольше, чем многие другие полюбившиеся горожанам граффити.
Ещё в 2005 году, к столетию Даниила Хармса, на доме литератора появилась мемориальная доска, также в Петербурге — с 2014 года — есть улица Даниила Хармса.
Об уничтожении мурала заговорили уже через несколько месяцев после его появления. Чиновники провели проверку, реагируя на обращение сотрудников городских СМИ. При этом, вопреки распространённой версии, журналисты не требовали стереть граффити, а хотели уточнить, как авторы согласовали рисунок (такое решение властей на фоне традиционно жёсткой позиции бывшего главного архитектора Владимира Григорьева представлялось любопытным прецедентом).
"Никто не жаловался [на граффити] и не призывал его закрасить, хоть оно и показалось мне жутковатым. Поводом для проверки стал редакционный запрос, но очевидно, что в администрации Центрального района к тому моменту о граффити и так уже знали", — напомнил последовательность событий журналист Вадим Кузьмицкий.
История с Хармсом, вероятно, закончилась бы уже в 2016 году, если бы не вмешался на тот момент губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Реагируя на обращение горожан, он назвал поэта классиком и предложил сделать для рисунка исключение (с разрешения собственников дома).
И хотя выяснилось, что согласовать уже нарисованное граффити по закону нельзя, про Хармса забыли на четыре года.
Новое развитие история получила уже при губернаторе Александре Беглове. После анонимной жалобы на портале "Наш Санкт-Петербург" чиновники направили иск о приведении фасада в надлежащее состояние к ТСЖ "Маяковского 11". Общественность вступилась за Хармса ещё активнее, чем в 2016-м, но суд подтвердил законность требований Смольного.
В защиту граффити выступали писатели (их письмо в администрации Центрального района назвали "детским лепетом"), а инициативная группа горожан проводила у дома Хармса регулярные встречи с чтением стихов. Надежды защитников мурала не оправдались — Александр Беглов, в отличие от предшественника, иммунитет граффити предоставлять не стал.
Свет в конце тоннеля
В начале текущего года стало известно, что найдено компромиссное решение: портрет Хармса решили заменить световой проекций. Опыт подобных решений у города уже есть: в 2020-м в Кузнечном переулке появилась проекция портрета Фёдора Достоевского, также "Ленсвет" и КГА выводили на фасады зданий изображения Петра I, изобретателя трамвая Фёдора Пироцкого и других исторических личностей.
Активисты сообщили, что пошли на мировую, так как устали бороться, а других решений проблемы не существует. При этом один из авторов граффити Паша Кас обвинил внука искусствоведа Всеволода Петрова, который проживает в квартире Хармса, в "проталкивании" идеи с заменой без ведома художников. Он также заявил, что не даёт разрешения на использование рисунка для проекции.
Впрочем, как пояснили "ДП" в КГА, таких планов и не было, так как использовать чёрный контурный рисунок для проекции практически невозможно.
Граффити окончательно закрасили в прошлые выходные, а подобранную проекцию протестировали ещё раньше. С фасада дома №11 на петербуржцев должен был взирать Даниил Хармс с курительной трубкой во рту, рисунок выполнил бывший главный художник Петербурга Алексей Моор. Проекцию, однако, почти сразу отключили — как объяснили в администрации Центрального района, портрет забраковали из-за расположенной напротив школы. Изображение литератора с трубкой, решили чиновники, может восприниматься как реклама курения для несовершеннолетних.
В результате, комитет по градостроительству и архитектуре продлил приём заявки на новые проекции до конца июля. По информации городских СМИ, выбирать в КГА было особо не из чего. Как сообщил депутат Павел Крупник, также теперь рассматривается и вариант со сменяющими друг друга проекциями, при этом возможно, что среди них будет не только портрет Даниила Хармса.
Стена глупости
Городскую общественность новый поворот в истории с известным граффити ожидаемо не порадовал. В соцсетях петербуржцы отреагировали на новость о внезапно забракованном портрете едкими комментариями. Жители Северной столицы сочли символичным, что до абсурда чиновники довели именно эпопею с мастером гротеска Хармсом.
Так, известная телеведущая и журналист Ника Стрижак вспомнила о другом своеобразном символе города — "мосте глупости". Низкий путепровод на Софийской улице начали реконструировать лишь в прошлом году (только по официальным подсчётам, под ним, несмотря на знаки и предупреждения, успели застрять более 200 "Газелей").
"Похоже, вслед за "мостом глупости" у нас появилась стена глупости. Предлагаю, чтобы не лишать нас удовольствия наблюдать этот сериал далее, Хармса заменить на Маяковского. С трубкой, для начала", — написала Стрижак.
На уничтожение граффити у коммунальщиков время найдётся всегда.
Разочарован и депутат ЗакСа Борис Вишневский. Он сказал "ДП", что не считает проекцию полноценной заменой граффити, и напомнил о чрезвычайной избирательности и непоследовательности властей в вопросе борьбы за чистоту города. Также депутат обратил внимание, что от рекламы сигарет на улицах или в фильмах школьников почему-то защищают не так активно.
"В Петербурге огромное число надписей и рисунков на фасадах, которые никто не трогает, не замечает. Но чиновники придрались к изображению, которое радует глаз и к которому специально ходили экскурсии. Эта проекция — это, конечно, пародия на то, что было. Как писал О'Генри, песок — это неважная замена овсу, вот и здесь так. Это лучше, чем ничего, но это грустный компромисс... По поводу "рекламы курения": а ничего, что дети видят людей с сигаретами на улице постоянно или в фильмах? Это глупость, конечно, полная", — считает Вишневский.
Позицию депутата подкрепляют факты. В Петербурге за последние годы не стало меньше навязчивой уличной рекламы (световые рекламные проекции на тротуарах, напротив, даже расцвели), а фасады многих исторических зданий по-прежнему требуют срочного ремонта. Времени на решение этих проблем у чиновников зачастую не находится.
Также стоит напомнить, что в Северной столице есть несколько памятников известным курильщикам. Так, на Петровской набережной с сигаретой в руке увековечен театральный режиссёр Георгий Товстоногов (недалеко от памятника — детская площадка), вовсе не карандаш держит между пальцев и учёный Дмитрий Менделеев, сидящий в кресле у здания Палаты мер и весов на Московском проспекте.