Минцифры предлагает поправки к Налоговому и Административному кодексам, а также к закону "О связи".
Поправки касаются двух направлений. Во–первых, министерство предлагает увеличить размер госпошлины на девять видов лицензий по услугам связи с символических 7,5 тыс. рублей до 1 млн. В ведомстве считают, что такая мера не позволит операторам, нарушающим законодательство, с лёгкостью получать новые лицензии. При этом нововведение коснётся только новых операторов. Старые игроки рынка будут получать и обновлять лицензии на старых условиях.
Помимо этого предлагается ввести оборотный штраф за отсутствие у оператора СОРМ (системы оперативно–разыскных мероприятий). Штраф составит от 0,01 до 0,05% годовой выручки за услуги связи, но не более 0,02% годовой выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 1 млн рублей. Также операторы теперь должны будут согласовывать схему построения сети с ФСБ, прежде чем получать лицензию. Таким образом, спецслужбы смогут работать с операторами по внедрению СОРМ ещё на этапе оформления лицензии.
Любовь к штрафам
Правительственные инициативы вызовут подорожание домашнего интернета для горожан, прогнозирует генеральный директор "Комфортел" Дмитрий Петров. При этом рынок не оскудеет, просто уйдут операторы, не соблюдающие правила.
"Исчезнет перекос, когда одни операторы соблюдают закон и несут на себе всё бремя финансовой нагрузки, а другие его не соблюдают и получают конкурентное преимущество, работая по демпинговым ценам", — надеется он.
Новых операторов из–за высокого порога входа станет меньше, но Петров считает, что качественно на рынке это не отразится.
"А вот история со штрафами нуждается в более качественном анализе и оценке. Штрафовать государство у нас очень любит, а обеспечить это прозрачными процедурами не всегда удаётся. Операторы и так несут финансовую нагрузку по реализации государственных задач по обеспечению безопасности, и штрафовать за это некорректно. Можно, например, в судебном порядке приостанавливать действие лицензии, но уж точно не заниматься штрафованием", — добавил глава "Комфортел".
Установка СОРМ наиболее затратна для компаний, работающих в массовом сегменте, потому что частные пользователи генерируют много трафика, а пресловутый "пакет Яровой" предполагает, что операторы обязаны хранить практически все данные, проходящие по их сети.
"Это, безусловно, абсурдная норма, но однако пока существующая. При таких требованиях соблюдение всех необходимых технических мероприятий может равняться стоимости годового оборота. Если же говорить просто о СОРМ–1, СОРМ–2 и СОРМ–3 (типы систем. — Ред.), то там стоимость решений значительно ниже и реализовать их несложно", — объясняет Дмитрий Петров. К тому же многие юридические фирмы, вместо того чтобы помочь реализовать СОРМ с минимальными затратами, советуют просто менять лицензии и тем самым уклоняться от установки. Это и сформировало почву для подобных законодательных инициатив.
Сокращайтесь и консолидируйтесь!
Директор Общества защиты интернета Михаил Климарёв (внесен Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента), считает, что государству невыгоден конкурентный рынок с большим количеством игроков.
"Это заградительные законы, которые предназначены для того, чтобы ушли мелкие провайдеры. Пара миллионов рублей для небольшого оператора — это очень много. С каждого абонента поступают платежи, грубо прикинув, в размере 500 рублей в месяц. Для того чтобы покрыть стоимость лицензий, необходимы примерно 6 тыс. абонентов, а это база далеко не маленького оператора. С СОРМ такая же беда. Существует такая вещь, как аутсорминг, — операторы поменьше обращаются к более крупному оператору и платят ему деньги, чтобы тот обеспечивал им СОРМ. Это дешевле", — объясняет он. Эксперт считает, что, сокращая количество игроков, госорганы стремятся сделать рынок более контролируемым и управляемым.
"Примерно 3–3,5 тыс. операторов работают по всей стране. Если появится необходимость отключить интернет, то нужно разослать 3,5 тыс. писем. Мне кажется, они хотят сократить это число как минимум до 300. В Белоруссии, например, работают всего 30 операторов, в Казахстане тоже число небольшое. Поэтому там реализовать подобное проще. Это стратегия Минцифры: давайте сокращайтесь, давайте консолидируйтесь", — уверен собеседник. Помимо всего прочего Минцифры утверждает, что увеличение госпошлины сократит количество фирм–однодневок. Однако Дмитрий Петров не считает, что это такая уж распространённая проблема. "Инициатива касается компаний–фриков, доли которых на рынок никак не влияют. При этом госпошлина в 1 млн рублей вполне посильный порог, даже ларёк открыть дороже", — утверждает он.
Дмитрий Петров замечает, что проблемой может стать согласование сети с ФСБ, так как ей отдают в работу те процедуры, которые находятся в компетенции Роскомнадзора. Из–за этого увеличится бумажная волокита и усложнится сама процедура получения лицензий.
Однако проблемой это станет именно для новичков, так как существующие игроки уже хорошо знакомы со спецификой взаимодействия со спецслужбами.
Зачистка "серой ниши"
Не все игроки настроены негативно. Олег Лебедев, руководитель отдела развития "ОБИТ", считает, что инициативы Минцифры принесут скорее положительный эффект и будут иметь благотворное влияние на отрасль.
"Безусловно, они изменят формат ведения телекоммуникационного бизнеса. Открывать фирмы–однодневки и компании–микрооператоры станет нецелесообразно. Таким образом, мы увидим общее оздоровление рынка. Как с точки зрения повышения средней квалификации игроков, так и с точки зрения прозрачности правил игры. Понятно, что легальным игрокам трудно конкурировать с участниками рынка, которые находятся вне правового поля, в “серой нише”", — уверен он.
Ужесточение правил, повышение порога вхождения исправит репутацию операторов — станет понятно, что эта деятельность требует определённой квалификации, технической базы, что она регулируется государством и приносит доход в бюджет. Петербургскому же рынку ничего не грозит, в том числе оскудение.
"Наш город исторически отличался высокой насыщенностью операторами связи. И на сегодняшний день у нас много игроков, которые работают в соответствии с законодательством и существующими отраслевыми нормами. Некая фильтрация участников, которые, возможно, не до конца знакомы с этой спецификой или недооценивают свою готовность работы в телекоме, пойдёт только на пользу. В первую очередь самим абонентам, которых это защитит от непрофессиональных поставщиков услуг", — считает Лебедев.
Дмитрий Петров полагает, что сокращение числа операторов пройдёт довольно незаметно. "Основная часть игроков на рынке уже есть. Появление новых участников маловероятно, потому что рынок становится всё менее маржинальным и давно уже не растущим", — поясняет он.
“
Сейчас схема ввода в эксплуатацию сети выглядит следующим образом. Допустим, мы создали оператора и создали сеть. Неважно какую, может быть, даже в одном–единственном доме. Затем получили лицензию, причём здесь тоже неважно, за какие деньги — 7,5 тыс. рублей или миллион. Для того чтобы ввести сеть в эксплуатацию и начать собирать деньги с клиентов, нам нужно получить разрешение Роскомнадзора. Если мы этого не сделаем, то нас обвинят в незаконном предпринимательстве и посадят. Без СОРМ по закону сдать сеть невозможно. Теперь вопрос: если у нас это невозможно по закону, зачем создавать новые законопроекты по СОРМ? Это масло масляное. Другое дело, что сети без СОРМ есть. Но здесь ещё больший вопрос, как они получили согласование. Однако важно понимать, что у маленького оператора просто экономика не сойдётся, если он купит СОРМ. Есть схемы обхода большой стоимости лицензии. Например, создание кооператива, который может предоставлять услуги, не получая лицензии. Также есть вариант работы под чужой лицензией. Что делать с этим? Здесь придётся перекраивать рынок очень серьёзно, чтобы эти два момента нивелировать.
Юрий Брюквин
генеральный директор ИАА "Рустелеком"
“
Происходит активная критика предложений Минцифры со стороны малых операторов и ассоциаций. Сам посыл этого проекта ложный — Минцифры нашло среди 9 тыс. операторов около 300 тех, кто переоформляет свои лицензии, чтобы не ставить СОРМ, и начало, можно сказать, войну против всех. Малым операторам очень дорого ставить СОРМ. Поэтому они делают всё очень долго. Поставить СОРМ–2 и СОРМ–3 занимает у них порядка 5 лет. Но всегда это делается с участием представителей компетентных органов. Когда оператор не ставит СОРМ, он даёт представителям ответственного органа доступ к своей базе данных, что позволяет осуществлять оперативно–разыскные мероприятия, но другим способом. Поэтому у малых операторов есть определённый план реализации и до недавнего времени этого было более чем достаточно. Всего компаний, которые оказывают услуги связи, в Петербурге порядка 200–220. Из них приблизительно 100–120 компаний из сегмента широкополосного доступа в интернет. Компаний, у которых оборот составляет как минимум 50 млн в год, — около 200. Тех, у кого оборот ближе к миллиарду, — порядка 20. Все остальные — это малые операторы.
Алексей Леонтьев
директор Ассоциации телекоммуникационных операторов