Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализуют проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.
Арктический ПМЭФ
Северная столица вновь предоставила площадку для одного из ключевых инвестиционных мероприятий страны — Петербургского международного экономического форума. В этом году и без того заметная арктическая составляющая ПМЭФ была дополнительно усилена за счёт включения в его программу мероприятий ранее отменённой конференции "Арктика — территория диалога", ставших одним из стендов форума.
Несмотря на широкую географию участников, заявленную организаторами — целых 90 стран мира, — это, пожалуй, "наименее международный" ПМЭФ из всех имевших место. Санкционное давление и попытки политически изолировать нашу страну отчасти делают своё дело: не только западные, но и многие восточные компании не спешат вкладываться в заполярные проекты России, опасаясь связанных с этим рисков.
Однако ни актуальности, ни значимости поднятых на форуме арктических тем это обстоятельство не отменяет. Напротив, Арктика более чем когда-либо воспринимается государством, бизнесом и экспертным сообществом в качестве центровой истории, имеющей принципиальное значение для развития страны, и ПМЭФ является очередным тому доказательством. Упомянем о главных арктических событиях форума и заявлениях, сделанных в связи с ним.
Арктический совет: рано списывать?
Несмотря на скепсис, довлеющий в международной арктической повестке, российский МИД настроен оптимистично. По мнению наших дипломатов, озвученному на ПМЭФ, западные заполярные государства прекрасно понимают, что пауза, возникшая в межарктических отношениях, носит временный характер. В силу этого в МИД РФ исходят из того, что рано или поздно ситуация разрешится, и Арктика вернётся к сотрудничеству, а её главная дипломатическая платформа — Арктический совет — возобновит свою работу в прежнем режиме.
Этот настрой заметно контрастирует с шагами, предпринимаемыми нашими западными партнёрами по Совету. Так, совсем недавно семь заполярных стран, всё чаще именующих себя "Арктической семёркой", заявили о частичном возобновлении деятельности Совета без России. Практический смысл этого демарша вызывает большие сомнения: даже на Западе многие убеждены, что из данной затеи вряд ли выйдет что-либо путное. Однако тут важнее сам подход. Признаков того, что он может измениться в ближайшем будущем, пока не просматривается.
Налоговые стимулы закончились
В преддверии ПМЭФ вице-премьер, глава "арктического блока" правительства Юрий Трутнев выступил с рядом тезисов в отношении дальнейших перспектив развития льготных режимов, предназначенных для АЗРФ. Основной посыл: налоговых послаблений больше не будет, зато будут административные.
В недрах госаппарата прорабатывается точечное ослабление давления на бизнес, в том числе — запрет на вмешательство проверяющих органов в деятельность арктических проектов на начальном этапе их реализации. Кроме того, в Арктической зоне и Дальневосточном федеральном округе предлагается объявить земельную амнистию.
Это именно то, чего длительное время добиваются многие предприниматели, работающие на Севере. Снижение давления со стороны контролирующих инстанций способно развязать руки частной инициативе, позволит бизнесу выйти из-под порой чрезмерной "опеки" государственных структур, снизит коррупционные риски. В свою очередь, решение многочисленных земельных конфликтов, вызванных разночтениями между различными нормативно-правовыми актами и документальными ошибками, даст возможность перезапустить многие заполярные проекты, привязанные к "проблемной" земле, да и остроту жилищного вопроса частично снимет.
ГУСМП: возвращение легенды
Одним из наиболее знаковых событий ПМЭФ стало учреждение Главного управления Северного морского пути, заявленное Росатомом. Новой структуре будут переданы разрешительные и координационные функции по регулированию движения на ключевой арктической магистрали.
Руководство госкорпорации, являющейся инфраструктурным оператором СМП, ожидает, что нормативно-правовые акты, очерчивающие статус Главного управления (и прежде всего — соответствующий закон, находящийся в настоящее время на рассмотрении Госдумы), появятся к июлю нынешнего года.
Название вновь созданного органа отсылает к эпохе первой волны освоения Арктики: именно Главное управление Севморпути (ГУСМП), сформированное при СНК СССР в 30-х годах XX века, было наделено полномочиями по развитию этого стратегического маршрута.
"Новатэк" хочет больше газовозов
В ходе ПМЭФ "Новатэк" анонсировал заказ на строительство тридцати танкеров для перевозки сжиженного природного газа, которые будут использоваться на Северном морском пути. Как предполагается, суда займутся доставкой газа с флагманского проекта корпорации — "Арктик СПГ 2", а также с завода "Обский СПГ", находящегося в предпроектной стадии. Они будут транспортировать природный газ из расчёта один млн тонн СПГ на одно судно в год.
Строительство новых танкеров в интересах крупнейшего российского производителя СПГ — важный шаг в направлении обеспечения безопасности углеводородного экспорта России. Наличие собственного крупного газотранспортного флота, который к 2026 году должен насчитывать 65 современных вместительных судов, позволит "Новатэку" самостоятельно выстраивать свою международную логистику. В то же время у экспертов сохраняются опасения в отношении реалистичности этих планов: отечественные судостроительные заводы перегружены, а доступ к иностранным мощностям находится под вопросом.