Россия в ближайшее время отреагирует на враждебные действия Литвы, заблокировавшей транзит грузов в Калининградскую область из других регионов РФ.
Об этом секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявил в Калининграде во вторник, 21 июня, на совещании Совбеза по вопросам национальной безопасности Северо-Запада России.
"Соответствующие меры прорабатываются в межведомственном формате и будут приняты в ближайшее время. Их последствия окажут серьёзное негативное влияние на население Литвы",— сказал Николай Патрушев (цитата по "РИА Новости").
Какие именно меры могут быть приняты, он не уточнил.
Патрушев подчеркнул, что "блокада Литвой с подачи стран Запада, в нарушение принципов и норм международного права, транзита большой группы товаров через свою территорию в Калининградскую область" стала последним примером того, что "нельзя доверять не только устным, но и письменным заявлениям Запада".
В пресс-службе правительства Калининградской области 21 июня уточнили, что ограничения на транзит товаров через Литву в Калининград касаются не только перевозок железной дорогой, но распространяются и на грузовые автомобили. Руководитель Балтийского металлообрабатывающего кластера Олег Чернов сообщил, что на погранпереходах Литвы уже развернули грузовики с арматурой. По его словам, по железной дороге в Калининградскую область доставлялось почти 80% металла и металлоконструкций, передаёт Business FM Калининград.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов накануне заявлял, что порты Прибалтики не смогут полноценно функционировать без российского транзита, а также предложил ввести запрет на маркировку в Прибалтике алкоголя, импортируемого в РФ. Калининградские власти ранее отмечали, что 2/3 от всего объёма подакцизной алкогольной продукции, подлежащей маркировке и ввозимой в Россию из Европы, проходит через Литву. По оценке Алиханова, это приносит прибалтийским странам порядка 300 млн евро в год.
Литва с 18 июня прекратила транзит железной дорогой ряда товаров, попавших под санкции Евросоюза (ЕС), из регионов РФ в Калининградскую область.
В перечень запрещённых к транзиту в Калининград товаров, который опубликовало региональное министерство экономического развития, попали продукция из чугуна и стали, промышленное оборудование, изделия для использования в авиационной и космической сфере, а также цемент и бетонные изделия, древесина, лаки и краски, удобрения, стройматериалы, спиртные напитки и икра (после 10 июля), уголь (после 10 августа), а также "предметы роскоши" стоимостью выше 300 евро за единицу: вина и спиртные напитки, парфюмерия, одежда и аксессуары, посуда и изделия из хрусталя (для бытовой техники порог — 750 евро, для фото- и видеотоваров — 1000 евро).
Посол Евросоюза в Москве Маркус Эдерер, вызванный в МИД России, в связи с ситуацией с транзитом в Калининградскую область заявил о необходимости решения проблемы дипломатическим путём. "О блокаде нет речи, транзит для людей и товаров, не находящихся под санкциями, функционирует нормально", — сказал он (цитата по ТАСС).
Официальный представитель Еврокомиссии в Брюсселе Эрик Мамер, в свою очередь, переложил на Литву ответственность за ограничения калининградского транзита. "Раз Литва начала исполнять санкции таким образом, значит, так их и следует интерпретировать", — заявил он (цитата по "РИА Новости").
В МИД России действия Литвы расценили как открыто враждебные. Официальный представитель министерства Мария Захарова заявила, что Литва должна понимать: характеристика действий Вильнюса по транзиту в Калининград как враждебных значит, что "сейчас уже не до разговоров". В Совете Федерации РФ также заявили, что если Евросоюз не исправит ситуацию с калининградским транзитом, то у Москвы будут "развязаны руки" для решения проблемы "любыми способами".
Железнодорожный транзит из Калининградской области на остальную территорию России осуществляется через Литву и Белоруссию. В 2002 году Российская Федерация и Евросоюз опубликовали заявление о транзите между Калининградской областью и основной территорией России. После начала военной спецоперации РФ на Украине в рамках очередного пакета санкций в начале апреля Евросоюз запретил автоперевозки по территории ЕС для российских и белорусских компаний, но для калининградского транзита было сделано исключение.