Согласно исследованию McKinsey, 62% руководителей считают, что до 2023 года им придётся переобучить или заменить 25% своих сотрудников. При этом по опросам причиной увольнений №1 является некомпетентность руководителя компании. Получается, обновлять набор своих навыков следует и первым, и вторым. Это лишь пара сухих фактов, которыми обменялись участники шестой конференции "Женщина-лидер", традиционно организуемой Ленинградской областной торгово-промышленной палатой в рамках ПМЭФ. Спикеры рассмотрели столь многоаспектную тему с разных сторон — и сформулировали актуальный перечень soft и hard skills в рамках запроса общества и бизнеса.
В начале встречи было отмечено, что само мероприятие уже прочно интегрировано в программу ПМЭФ: однако со временем гендерная повестка отошла на второй план — в зоне интересов сегодня тренды, которые сформируют экономику будущего. Заявленная тема сессии — "Подводные камни рескиллинга: какого образования жаждет мир бизнеса?" — точечно затронула вопрос с точки зрения форматов обучения нужным навыкам, кейсов конкретных предприятий, самоопределения школьников и студентов, портрета современной молодёжи в целом, взаимодействия бизнеса и вузов, важности мотивации, а главное — роли лидера в процессе развития коллектива, "преобразования" в более эффективную и адаптивную команду.
В обращении к участникам мероприятия председатель Законодательного собрания Ленинградской области Сергей Бебенин отметил: "Человеческий ресурс — это основной актив любой компании, который требует постоянных затрат и усилий со стороны руководства. Сюда входят не только вопросы оплаты труда, но и поощрения, мотивации, социальной поддержки, развития и обучения сотрудников. Важно, чтобы эти усилия не принесли невосполнимые расходы, а стали долгосрочной инвестицией". Нюансы, как этого добиться, было доверено обсудить приглашённым экспертам.
Роботы подождут
Бессменные модераторы конференции Елена Дюкарева, вице-президент Союза "Ленинградская областная торгово-промышленная палата", и телеведущий Роман Герасимов, задавая тон беседе, напомнили, что онлайн-образование в России активно растёт. Отчасти именно потому, что является своеобразным мостиком к рескиллингу: люди хотят оперативно получать новые навыки. Но успеют ли они перегнать момент, когда их задачи будут поручены роботам? Пока в гонке выигрывает человек креативный, пришли к выводу спикеры. Однако есть сферы, в которых помощь людям уже сегодня активно оказывают машины. Например, сельское хозяйство.
"Роботов на поле сделали люди, но настраивать этих роботов людям помогали роботы. Это слоёный пирог, — рассказала основатель и президент Cognitive Technologies Ольга Ускова. — Обучением искусственного интеллекта занимается наше подразделение в Чебоксарах, и, если говорить про гендерную часть, оно на 98% женское. Это школа учителей для роботов, которые дальше выполняют работу для людей".
Ещё один пример рескиллинга — сотрудничество компании с вузами трёх регионов: Чебоксары, Томск, Москва. Для студентов вторых и третьих курсов организована система ускоренной подготовки предпринимательскому делу. Ольга Ускова назвала её "взлёт-посадка": у ребят есть возможность попробовать свои силы в работе с беспилотными системами, если не удастся сразу — получить разбор произошедшего, опять попробовать и научиться не бояться "падать".
Однако в целом о массовости "механических" или "умных" помощников на российских предприятиях пока говорить рано. Но перспективно. "Я считаю, что люди созданы, чтобы творить, делать что-то новое и интересное, создавать, — поделилась своим видением ситуации Александра Глазкова, заместитель генерального директора — директор по организационному развитию и коммуникациям АО "ОХК "Уралхим". — В мире будущего большинство рутинной работы должны делать роботы, а не люди. Но бизнес сейчас находится в такой ситуации, что в глобальном масштабе ничего не меняется".
Поэтому к вопросу автоматизации рутинных процессов вновь вернулись уже в конце беседы — и идею спикера развили через вопрос: "Какие качества будут востребованы в мире, где от персонала будут избавляться?" Ответом послужил "выход за рамки стандартных ситуаций". Как обобщила мысль Айгуль Кадырбаева из НИУ ВШЭ: "качества, связанные с развитием нашего неокортекса: способность видеть различные варианты, альтернативы, а не идти по одному пути".
И осознанность, добавила президент Бизнес-школы AMI Маргарита Датская: "потому что иначе мы можем стать просто довеском к машинам, так как мозг человека невероятно ленивая сущность". Эксперт также рассказала, что одной из главных проблем текущего момента она видит то, что люди разучились учиться. И это как раз влияние технологий, точнее — определённая лёгкость получения информации. С которой человек не всегда понимает, что делать. Именно поэтому большой блок сессии был посвящён вопросам образования и переобучения, а также эффектам повышения квалификации коллектива для бизнеса.
Ключи к будущему
Несмотря на некоторую критику в адрес классического высшего образования, спикеры едины во мнении, что прочные фундаментальные знания необходимы всем специалистам. Другой вопрос, что требуется новый преподавательский подход — нужный формат обозначили как "наставничество". Елена Дюкарева отметила, что на базовое образование хорошо ложатся онлайн-обучение, различные курсы, программы поддержки профессионалов на предприятиях и т.д. И здесь уже есть разные запросы и пути реализации задач.
Так, генеральный директор "Келеанз Медикал"Елена Кириленко отметила, что команду необходимо постоянно учить — в "технологичном" мире высока потребность в компьютерной грамотности. Управляющий партнёр Train Your Brain и Leadership School, руководитель комитета Ассоциации Digital experts Оксана Набок отметила, что цифровые инструменты остаются всего лишь инструментами: всё зависит от людей, от смыслов, которые компании закладывают. Эксперт указала на значимость в современном мире именно soft skills. Специалисту важно развивать критическое мышление, социальный интеллект, адаптивность, гибкость, нешаблонность мышления, умение комбинировать процессы, а также находить на стыке новые решения, создавать профессии. Кроме того, большое значение имеет коммуникация, напомнила спикер.
Оксана Набок считает, что следующее поколение будет в разы чаще менять работу, чем их родители. И бизнесу необходимо быть к этому готовым. А причина: скорость изменений в жизни — как импульс. Впрочем, тенденция к мгновенной адаптации существует уже сегодня. Пример привела Александра Глазкова: "У нашей управляющей компании, где принимаются центральные решения для предприятия, есть запрос на быстрое переобучение под бизнес-задачи, под стратегию развития компании. И запрос зависит от контекста. Всё, что касается бизнеса, мы постоянно меняем под внешний контур достаточно быстро".
Эксперт также отметила, что если и падает спрос на "большие знания" со стороны работодателя, то потому, что "они априори пока ещё есть". Фундаментальное образование как база всё же необходимо. "Это вопрос выбора: какое количество дорог вы себе открываете", — резюмировала спикер.
Финансовый директор АО "Нэксайн" Наталья Комлева рассказала, какие запросы сегодня существуют у сотрудников крупной IT-компании: "Коммуникации, презентации и кросс-функциональные программы, достаточно простые — "Финансы для не финансистов", "Программирование для не программистов", "Дизайн для не дизайнеров" и т.д. Они помогают сотрудникам понимать друг друга — проекты идут лучше, быстрее, интереснее". То есть в данном случае приобретённые навыки позволяют оптимизировать процессы на предприятии. Сотрудники больше общаются друг с другом, говорят на одном языке, "проникаются" решением задач.
Идеальный образ
Момент вовлечённости очень важен — и во многом зависит от позиции руководителя, его навыков коммуникации и линии диалога с коллективом. "Мы живём во время, когда наблюдается огромный кризис лидерства — везде. И есть огромный запрос на лидерство. Люди хотят работать на конкретных людей, ими восхищаться, за ними идти, получать эмоциональный кайф от такого сотрудничества", — отметила Маргарита Датская. Эксперт также назвала пять навыков, которыми руководитель должен обладать, чтобы стать настоящим лидером. Она назвала их "неделегируемыми": умение очертить будущее для компании (определять цели); комплексный взгляд на организацию; своевременное принятие решений; общаться как харизматичный лидер, даже таковым не являясь; грамотное управление людьми.
Согласна с тем, что руководитель должен быть "на передовой" переобучения, и Оксана Набок: "Рескиллинг в организациях, культура инноваций, предпринимательская культура — имеют очень большое значение. Здесь мы часто упираемся в мышление лидеров, которые тоже должны уметь учиться. То есть учиться мы должны все вместе, командами. И нужно создавать культуру возможности ошибаться: сделать пилоты, вынести уроки и идти дальше".
Ольга Ускова отмечает ещё один момент: "У лидера должна быть честная миссия, которую он честно транслирует. Ключевой мотивационный параметр — вера, это основание для любого дела, и он идёт от первого лица".
Успели эксперты обсудить и что такое правильные привычки мышления, и как лидеру мотивировать не только команду, но и прежде всего себя, и как выращивать руководителей внутри своей организации. "Я считаю, что человек должен хотеть всего, чего хотел всегда, но должен перестать бояться. И образование должно научить доверять своему мозгу, своим возможностям", — резюмировала Маргарита Датская.